Он всю жизнь строил корабли, отдав своему цеху тридцать один год жизни. Сегодня он пытается написать книги о своих однокашниках и коллегах
Отец Анатолия Жепетова был морским пехотинцем. В Отечественную воевал на Черном море, и он, мальчишка, выросший в глухом таежном поселке, с детства мечтал стать моряком. Он превосходно учился в школе и собирался поступать в Нахимовское училище, но несчастный случай, обернувшийся тяжелейшей травмой, поставил крест на его планах. Иного жизнь в подобных случаях сломала бы, а он, по сути, еще подросток, взял да и переборол те страшные обстоятельства. Одни ученые мужи, оценив его способности еще в школе, рекомендовали посвятить себя педагогике, другие - математике, а он, едва оправившись от болезни, поступил в Молотовский судостроительный техникум. Окончив его, Анатолий Жепетов пришел на завод, где и проработал всю жизнь, и ни разу не пожалел о выбранной профессии корабела.о последнего времени с Анатолием Алексеевичем я был знаком лишь заочно прежде всего - по его публикациям в заводской газете «Корабел», а потом - уже по отзывам тех, кто знал его или же работал с ним. Так вот, написанное внештатным автором многотиражной газеты Жепетовым, на мой взгляд, свидетельствовало о нем не только как о грамотном инженере, но и как об исключительно интеллигентном человеке разносторонних интересов. И, надо сказать, уже лично познакомившись с ним, я убедился, что в своих представлениях не ошибся. На прошлой неделе гостем кают-компании «Корабельной стороны» был ветеран Севмашпредприятия Анатолий Алексеевич ЖЕПЕТОВ. -Анатолий Алексеевич, недавно ко мне случайно попала ваша рукопись, где вы рассказываете о своих сокурсниках по техникуму, а также ратуете за то, чтобы история Молотовского (Северодвинского) техникума нашла отражение в том или ином виде печатного издания, сборнике статей или воспоминаний, небольшом исследовании, альманахе. Редкое для наших дней подвижничество. Тема и дело требуют того?- Действительно, об истории нашего техникума нужно вести особый разговор. Посудите сами: долгое время это было единственное в городе среднее техническое учебное заведение, и учиться здесь считалось очень престижным. Поступить сюда стремились не только ребята из нашей области, приезжала молодежь из Вологодской, Мурманской, помню даже одного абитуриента со странной фамилией Немец из южного города Сочи. Но самое-то главное, техникум, который, к слову, назывался тогда Молотовским судостроительным, стал настоящей кузницей специалистов для нашего главного производства, когда оно развивалось стремительными темпами. Многие кадровые проблемы завода тогда и впоследствии решались именно благодаря техникуму. - То, что раньше Молотовск готовил кадры и для других предприятий отечественного судостроения, для нынешних студентов, очевидно, новость.- Выпускников нашего техникума на самом деле распределяли по судостроительным и судоремонтным предприятиям всего Советского Союза, от Совгавани и Находки до Клайпеды и Таллина. И это еще одно свидетельство того, как высоко ценился диплом техникума.- У вашего выпуска, как я понял, самобытная история, даже «номер» у него оказался с претензией на особенность - тринадцатый.- Конечно, наш курс отличался не только упомянутой «чертовой дюжиной». К нему многократно применялось слово «впервые». Так, впервые на нашем курсе была создана группа электриков, впервые в состав традиционно «мужской» группы N16, были зачислены 10 девушек, наконец, впервые все, без исключения, выпускники курса были оставлены на нашем заводе, будущем Севмаше. Многие затем стали известными на предприятии людьми. Например, Владимир Вершинин - начальник Главного управления Минсудпрома СССР, Евгений Добродеев - начальник отдела автоматизированных систем управления Севмаша, Виктор Бородин - заместитель главного конструктора, Владимир Чаплинский - начальник отдела новой техники, Юрий Рассказов - начальник корпусного отдела УТПП...Определенно можно сказать, что и с учителями нашему выпуску повезло. Среди них были и ведущие заводские практики. Например, заместитель начальника цеха N50, будущий главный инженер завода Иван Михайлович Савченко читал у нас курс монтажа главных механизмов и систем. Помню, с каким восхищением рассказывал он о крейсерах, которые строились тогда на предприятии! Мы, конечно, тут же напросились на экскурсию. Руководителем практики у нас, кстати, был А. Ф. Зрячев - будущий директор «Звездочки», вот с ним и пошли. Крейсер «Молотовск» тогда уже вывели в бассейн, а «Мурманск» еще находился в цехе. Корабль нас просто поразил своей мощью, масштабами, и вот мы, пятеро «зазевавшихся» студентов, отстали от группы и... просто заблудились в его многочисленных помещениях. Долго плутали, ползали, пока один из рабочих наконец не вывел нас на палубу. После того «культпохода» уважение к кораблю, к своей будущей профессии у нас только добавилось, и разочарований впоследствии не было.- На мой взгляд, вам еще повезло в том, что на завод вы пришли в очень интересный, своеобразный период его истории, который часто называют «егоровским», по фамилии легендарного директора предприятия... - О делах того времени, как и о самом Евгении Павловиче, еще вспоминать и вспоминать. Вообще, этот выдающийся инженер-организатор, человек удивительного обаяния меня просто очаровал. У него было заведено - лично беседовать с каждым (!) молодым специалистом, который приходил на завод. При этом Егоров интересовался и жизненными планами, и настроением, и желанием работать по специализации, на прощание жал руку и говорил: «через год встретимся», - а потом в своей феноменальной памяти «держал» каждого из выпускников, стараясь проследить их профессиональный рост. И действительно, ведь прослеживал! Начало моей карьеры он тоже определил. Я ведь после техникума распределение получил - помощником мастера в 49-й цех, так сказать, на корабли, а Евгений Павлович все «переиграл». В моем дипломе значилась «судовая паровая лебедка», он это мгновенно «ухватил» и направил меня в цех N 4, где в тот момент как раз и требовались специалисты по лебедкам. Но я, признаться, на Егорова не в обиде. Поработал я в 4-м, потом немного в 11-м, 25 февраля 1956-го пришел в цех N9 и с того дня и до самого ухода на пенсию, а это, выходит, тридцать один год, трудился здесь. И, опять же, о том не жалею. - Я знаю, в первый же год работы в цехе N9 вы, образно говоря, вписали слово в историю нашего флота, причем за весь наш город... - ?!- Имею в виду слово «Молотовск» на борту легкого артиллерийского крейсера проекта 68-бис, первенца молотовских корабелов...- Ну, это только если образно говорить, во-первых. А во-вторых, в той истории нужно назвать имена и других заводчан. Было это действительно в 1956-м. Крейсер «Молотовск» уже второй год служил на Северном флоте, и ему предстоял визит в Норвегию и Швецию - первый зарубежный визит советских военных кораблей после войны. Поэтому к нему готовились тщательно. И вот командующему не понравились буквы на борту, нарисованные белой краской на сером фоне, как и бортовой номер, хотелось что-нибудь посолиднее. Моряки связались с заводом, так, мол, и так, нужны буквы, чтоб впечатляли. Решили изготовить металлические буквы, закрепить их на специальных досках и отправить специальным самолетом к месту базирования крейсера, а там уже установить их на борт. Начальник цеха А. И. Катков озадачил руководителей двух цеховых бюро, Н. К. Чебенева и М. М. Калачева, мне же, поскольку чертежи этих самых букв отсутствовали, поручили их как бы «нарисовать». Честно говоря, поначалу я испугался не на шутку, просто не представлял, какими они вообще должны быть. К счастью, отыскалась какая-то нормаль, из которой я позаимствовал конструкцию для крепления букв. Но вот их форму, размер, соотношение высоты к ширине и прочее мне пришлось выбирать самому. Я пытался припомнить по фильмам и рисункам изображения названий кораблей, но на память приходили лишь знаменитые «Варяг», «Аврора», «Потемкин». Их названия были начертаны старославянским шрифтом, но в таком случае у нас возникали бы серьезные технологические проблемы с изготовлением. В конце концов мне пригодились навыки, приобретенные еще подростком в изокружке. Подумал, подумал, прибросил, прикинул и решился! Как только я заканчивал очередную букву, Н.К.Чебенев буквально выхватывал чертеж и уносил его на участок мастера М.К.Бобнева. Там работали бригадир медников Федор Вахрушев и слесарь Авенир Суханов, головастый рукодельный мужик. Элементы букв вырезали из листовой латуни и паяли широко распространенным тогда твердым припоем. После зачистки швов и полировки поверхности буквы выглядели так здорово, что, увидев первые из них, я перестал волноваться и уже спокойно дорисовал остальные. Закрепленные на металлической доске буквы образовали слово «Молотовск», оно смотрелось красиво, внушительно. Даже не верилось, что это сделано по моим чертежам. Когда мы студентами бегали на пирс любоваться красавцем крейсером, мог ли я думать, что когда-нибудь он будет носить по морям свое имя, «написанное» мною! Я и сейчас горд причастностью к этому замечательному кораблю. - Но ваша причастность к истории тем не ограничилась. Анатолий Алексеевич, не скрою, мне известно о вашей краеведческой деятельности, и не только по летописи техникума, но и своего цеха... - Историю его я стал «раскапывать» в канун одного из юбилеев предприятия. «Сверху» тогда по всем цехам отправили распоряжение, такую формальную бумагу, мол, готовьте ветеранские воспоминания, и я понял, что если не возьмусь сам собрать все материалы, написать о цехе, о его людях, так никто и не напишет.- Ну просто беда с историей на Севмаше! То по приказу мемуары пишут, да еще такие, что через «чугунолитейный» язык массовому читателю не продраться, то в собственный заводской архив не удосуживаются заглянуть... И как же вы работали?- Собирал газетные публикации, в которых коллектив упоминался, выписки из документов делал, со справочниками работал, конечно, с людьми разговаривал и в итоге вдруг выяснил, что цеху-то ...вот-вот юбилей будет, на ту пору - 40 лет. - Ваше первое открытие?- Пожалуй, можно и так сказать. Выяснился любопытный факт - трубомедники Севмаша, оказывается, «пошли» из Ленинграда, и связано это с достройкой подлодок Л-20 и Л-22, которые вел завод N402 в начале войны. В Молотовске квалифицированных специалистов не было, их направили с Балтийского завода и завода Марти. Думали - в командировку, а фактически получилось, что на всю жизнь. Никто не знал, что война так долго продлится, многие так и остались потом в Молотовске. Питерцев - М. И. Ботякова, П. А. Андреева, Н. А. Смирнова - сразу же поставили мастерами, а они уже кадры из местных подготовили. Кстати, наши северные мужики на науку хваткими оказались. Но главное - в сорок первом 9-й цех заработал.- Какой-то итог вашей краеведческой деятельности уже можно подвести? - По техникуму дело обстоит так. Было задумано издание в трех книжках. Две из них пока находятся в работе, а первая уже готова, лежит в заводской типографии, потому что пока нет денег на тираж. По истории цеха N9 удалось рассмотреть тридцатилетний период его деятельности. Само же построение будущего издания видится так: первая часть - это события, вторая - воспоминания людей и рассказы о них. С событиями, к слову, разобраться оказалось легче, а вот с воспоминаниями и рассказами дело идет трудно, люди очень инертны, иными словами, не очень получается. Но, знаете, пока здоровье позволяет, я от начатого не отступлюсь.- Подозреваю, дома у вас прекрасная библиотека исторической литературы...-И то правда. Я свою библиотеку собирать начал в молодости, когда еще жил в общежитии. Впоследствии мне пришлось много раз менять место жительства, и книги со мной переезжали во все большем количестве, в жизни мы никогда не расставались. О чем более всего люблю читать? Об истории России, о флоте, о Севере... Впрочем, понятия эти совершенно неразделимы.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!