Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 28 января 2002 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 28 января 2002 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Завод и ЭМП в одной связке

Версия для печатиОтправить статью другу
Еще одна публикация к пятидесятилетию СПО «Арктика»

Представляем автора

Александр Александрович Паршинов - один из старейших работников СПО «Арктика», ветеран Великой Отечественной войны. В 1950 году после окончания Ленинградского электротехнического института начал работу инженером-технологом в Молотовске. С 1958 по 1980гг. он занимал должность главного инженера коллектива северодвинских электромонтажников, а затем последующие семь лет был генеральным директором СПО «Арктика».

А.А.Паршинов - лауреат Государственной премии, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, Почетный гражданин Северодвинска.

Первые впечатления

В апреле 1950 года по направлению отдела кадров Горьковского электромонтажного предприятия ЭМП-3 и после окончания ЛЭТИ я приехал в Молотовск и здесь был принят на работу в электромонтажный цех N11. Поскольку окончил я электроэнергетический факультет, студенческую практику проходил на ленинградской «Электросиле», а не на верфях, облик судостроительных заводов был мне неизвестен, не знал я и того, как строятся корабли. Первое мое впечатление - меня поразил главный эллинг завода N 402, его масштабы. Говорили, что на тот момент это был самый большой эллинг в мире. Позже я имел возможность убедиться, что таких крупных сооружений нет, по крайней мере, в нашей стране. Сейчас, правда, это величественное здание находится в соседстве с другим, уже более крупным, эллингом цеха 55, а тогда, на фоне приземистых зданий на песчаной, равнинной местности, лишенной какой бы то ни было растительности, выглядел настоящим архитектурным исполином. С палубы пассажирского теплохода, шедшего из Архангельска в Молотовск по извилистому руслу реки, на горизонте вырисовывались и первые признаки города - силуэты здания ТЭЦ-1 с четырьмя дымовыми трубами и других производственных цехов завода.

В первые же дни моей трудовой деятельности мне пришлось участвовать в затяжке магистральных кабелей на эсминец, который строился в южном доке эллинга. Помню его заводской номер - 184. Точнее сказать, тогда я не участвовал в затяжке, а присутствовал при этом, так как руководство цеха позволило мне некоторое время знакомиться с производством, изучать его. Работа производилась в воскресенье, когда в эллинге было мало людей. Был яркий солнечный день. Через огромные застекленные витражи южной стены в цех проникали ослепительные лучи солнца. В этом светлом пространстве эллинга с палубы корабля все вокруг казалось огромным и удивительным. Просто поражали размеры кранов, которые обслуживали работы. Эти первые впечатления и сегодня живут во мне, я бы сказал, с оттенком некой торжественности, значимости и праздничности.

С технической стороны электротехника на эсминцах была традиционной, автоматика почти отсутствовала, управление в основном было ручное. Немногочисленные автоматизированные агрегаты имели регуляторы электромеханического принципа действия, с подвижными частями. В монтаже широко применялся кабель типа СРМ и его производные. Это крайне неудобный кабель - свинцовая оболочка его отличалась технической непрочностью. А по существовавшим в то время правилам монтажа, в случае появления хотя бы одного повреждения оболочки на длине 50 метров требовалось заменить весь кабель, и никакой ремонт его не допускался.

Цех 11 под номером 26

Начальником цеха 50 в то время был Александр Израилевич Катков, впоследствии работавший заместителем главного конструктора завода. Израиль Лазаревич Камай, с которым на многие годы нас связала единая производственная судьба, в то время работал в управлении цеха N 50. Начальником нашего электромонтажного цеха был назначен Николай Васильевич Волков - очень опытный администратор, много проработавший до этого на монтаже береговых радиоцентров в разных районах страны. Это был волевой, неторопливый, хорошо разбиравшийся в людях руководитель. Он понимал значение компромиссов во взаимоотношениях с людьми, умел наладить деловые отношения с администрацией судозавода, и, в частности, с директором Севмаша той поры Георгием Кононовичем Воликом, что оказалось крайне полезным для дела, так как электромонтажный цех не имел в то время собственной достаточно развитой производственной базы.

Еще помню, что в первый же день вступления в должность наш новый начальник цеха издал приказ, которым установил время обеда для всех работников управления цеха. До этой поры каждый обедал в удобное для него время. Прежний порядок всем казался правильным и незыблемым. То простое решение Н.В.Волкова поначалу не понравилось управленческой «вольнице», но в конце концов укрепило дисциплину и упростило процедуры взаимоотношений управления с производством.

Электромонтажный цех в то время был невелик. Общая численность его составляла порядка 250 человек. Управление цеха располагалось на 4-м этаже восточной пристройки эллинга, занимая половину этажа. Склады, мастерская, комплектовочные, раздевалки - все они размещались на первом этаже. Здесь же, в темном коридоре без окон, проходили различного рода собрания - профсоюзные, комсомольские. Отдельных помещений для раздевалок не было. На улице, даже вне завода, можно было встретить множество людей в рабочей спецодежде. Шкафчики для переодевания располагались, где попало, в том числе и у проходов в комплектовки и мастерские. Иными словами, удобств никаких! Умыться порой было негде. О душевых и говорить нечего.

Как строились взаимоотношения между электромонтажным цехом и заводом N 402? Отношения эти были настолько «близкими», что по схеме завода наш электромонтажный цех даже имел свой внутризаводской номер - 26. Кстати, деловая переписка между цехом и заводом происходила то под этим номером, то под номером 11 (по структуре ЭМП-3), но эта «двойственность» не мешала работе. Я бы сказал, что завод относился к электромонтажному производству с должным вниманием. Учитывая свою огромную материальную базу, завод помогал нам не только в производственной деятельности. Жилье, детсады, спортивные сооружения, столовые, ДИТР, клуб - все это предоставлялось на равных основаниях, что было крайне важным, поскольку в то время наш цех самостоятельно жилищным и социальным строительством не занимался.

Особые секреты

В 1956-1958гг. на Севмаш-предприятии строилась первая советская атомная подводная лодка. Впоследствии она получила наименование «Ленинский комсомол». Она положила начало новой эры в истории отечественного кораблестроения. Многие технические особенности этого корабля в те годы воспринимались как совершенно фантастические. Нашему электромонтажному предприятию выпало первым в стране осваивать электромонтаж и сдачу электрооборудования на атомных подводных лодках.

При изучении проекта первой АПЛ, который, естественно, отличался от всех предыдущих кардинальной, принципиальной новизной, встречалось много неясного, непонятного в назначении и действии систем, которые, например, «обслуживали» реактор, пароэнергетическую установку. Необходимо было психологически себя перестроить на иную логику мышления, соответствующую огромному скачку, который произошел в технике. Попыткам самостоятельно разобраться в лавине новых вопросов, которую непрерывно рождало производство, очень мешало чрезвычайное засекречивание документации. Порой невозможно было ознакомиться даже с документами обобщающего характера. В этих условиях проект возможно было изучить только отдельными фрагментами, и эта фрагментарность знаний создавала в представлении не цельную картину, а только отдельные «кусочки» единого по смыслу явления. Об остальном, как говорилось тогда, знать было «не положено».

В то время я был уже начальником электромонтажного цеха. Группа рабочих и инженерно-технических работников моего цеха, человек 10-12, была командирована в Обнинск. Для чего их туда направили, выяснилось только через несколько лет, - для создания действующего макета реакторной и пароэнергетической установок будущей АПЛ. Это произошло задолго до начала работ на корабле, который заложили на стапеле цеха N42. Всеми вопросами по командированию работников лично занимался бывший в то время директором предприятия М.Г.Кромский. Я, как начальник цеха, не имел никакого представления о том, куда, зачем и на какой срок уезжают мои работники. И только незадолго до начала монтажа на самой подлодке в цехе N42 стала известна цель тех командировок. Я даже не уверен, знал ли что-либо больше меня и главный инженер предприятия того времени Г.М.Абрамзон. Во всяком случае, он, насколько я знаю, никогда не посещал Обнинск. На совещания туда ездил исключительно директор.

В условиях такой строгой секретности большую помощь в обучении персонала цеха, работающего на лодке, оказали работники СКБ проектанта. С признательностью я сегодня вспоминаю заместителя главного конструктора по электрочасти Владимира Петровича Горячева и его заместителя Александра Николаевича Губанова. Они, а также их подчиненные не только охотно и активно участвовали в обучении наших работников, но и настойчиво предлагали и организовывали семинары по важнейшим, ключевым вопросам электроэнергетики АПЛ. При обучении использовался не только опыт проектирования, но и опыт, полученный на обкатке систем на действующем макете в Обнинске.

Хотел бы назвать тех, кто еще в 1955 году был командирован в Обнинск. Группу от нашего предприятия возглавлял мастер И.В.Кукушкин. В его бригаду входили инженер-электрик В.Л.Войтович (в качестве мастера), а также рабочие-электромонтажники высокой квалификации В.Полушин, Л.Панкратов, П.Пахов, Г.Синицкий, И.Варгасов, Л.Романов, Е.Лодкин. Это были самые первые специалисты по электромонтажу корабельных электроэнергетических систем на атомных кораблях. Прошли годы, их дело продолжили сотни и тысячи специалистов нашего электромонтажного предприятия.

Визит Никиты Хрущева

Вспоминается и лето 1962-го. Было воскресенье, жаркий и безоблачный день. Кажется, единственный жаркий день в то очень дождливое лето. Около полудня на ракетном крейсере из Мурманска в Северодвинск прибыл Никита Сергеевич Хрущев. Его сопровождала очень большая свита. Были там и Д.Ф.Устинов, и маршал Р.Я.Малиновский, и министр Б.Е.Бутома, и адмирал С.Г.Горшков, не говоря уже о тех, кто был рангом пониже. Встреча руководителей страны была организована на глубоководной набережной завода. После нее гостей вначале пригласили на специальную выставку, экспонаты которой отражали последние достижения в области советского кораблестроения. Ее временно расположили в только что построенном здании склада недалеко от главного эллинга.

Я в числе прочих должен был докладывать Хрущеву, как говорится, по электромонтажной части. Мне было отпущено по регламенту 3 минуты. Но едва начался мой блиц-доклад, мне уже стали знаками показывать, чтобы я «закруглялся», так как все уже почувствовали, что Хрущев устал. Так я имел возможность «пообщаться» с Никитой Сергеевичем Хрущевым в течение полутора минут.

Плотный людской поток, окружавший Хрущева, передвигался от стенда к стенду, как мне показалось, с возрастающей скоростью. Однако Никита Сергеевич задержался у последней экспозиции, где на подставке высотой с полметра от пола демонстрировались различные детали из титана. Разговор тогда зашел о производстве в СССР чистого титана. Специалисты доложили Хрущеву о том, что отечественная промышленность не может получить «ненаводороженный» титан, а присутствие даже самых малых долей водорода придает титану хрупкость. Здесь же высказали и просьбу: нельзя ли купить титан или технологию его производства в Японии? Никита Сергеевич на это предложил купить за границей целиком завод вместе с технологией. Кто-то заметил, что японцы ни в коем случае на такую сделку не пойдут, потому что им выгоднее продавать уже готовый металл. На это Хрущев в свойственной ему энергичной манере заявил, что капиталисты за деньги продадут не только завод, но и мать родную. Время показало, как глубоко заблуждался руководитель нашей страны того времени.

Александр ПАРШИНОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Любители против мэтров  |  Кому не место на нашем стадионе  |
Культура   «Успех» улыбается лучшим  |  Ракета стартовала с полюса  |
Экономика   Архангельский порт сдает позиции  |  Есть ли слабое звено?  |  В золе брода нет  |
Политика   Поморские НОВОСТИ  |  Живет такой парень  |
Мир   Информация с верфей  |  Военное обозрение  |
Северодвинск   Завод и ЭМП в одной связке  |
Россия   Подводные университеты  |  Двое со шхуны «Maud»  |  Подарок кэпу «Трезубца»  |
Общество   Совет держи с Никитиной  |  Призывник, готовь деньги зимой!  |  Выйти замуж за финна  |  Капитанские медали  |  Акцию протеста заказывали?  |  Часовые погоды Севера  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Январь 2002
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com