Обогреет ли город плавучая АЭС
Вот только-только в небо над архангельским аэропортом «Талаги» взмыл самолет, унося с собой заместителя Чубайса Александра Абызова, как чуть ли не на следующий день приземлился лайнер министра по атомной энергетики России Александра Румянцева.Визиты двух высокопоставленных поставщиков энергии на государственном уровне, совпавшие по времени, вполне понятно, наводят на определенные размышления. Ведь стоило одному не прозрачно намекнуть на повышение тарифов на электрическую энергию с 0,92 рубля за киловатт до 1,42 рубля и на тепловую с 294 рублей за гигакалорию до 540 да сообщить, что мазут, поставляемый «Славнефтью», дешевле лукойловского, как тут же другой заявил на пресс-конференции о более чем радужной для Архангельской области перспективе перехода на атомную энергию.И действительно, прозвучавшее из уст Александра Румянцева сообщение о строительстве неподалеку от Рикасихи атомной теплоэлектроцентрали, 35-километровое «плечо» которой «зацепит» сразу три города - Архангельск, Северодвинск и Новодвинск, - вселяет известную уверенность в завтрашнем дне. И, прежде всего, потому, что в случае реализации этого проекта, РАО «ЕЭС России» придется если и не уйти из Архангельской области совершенно, то потесниться, уж точно. Правда, через десять лет. Именно тогда, в 2010 году, и намечен пуск АЭС. Совсем другое дело, когда речь идет о строительстве на Севмаше плавучей атомной электростанции, о чем также проинформировал общественность министр. На ее строительство отводится всего два-три года.Эта большая «малая энергетика»Гигантизм советских времен предполагал размах и в строительстве больших электростанций, сплетенных в колоссальную паутину Единой энергосистемы. Развитие энергетики малых мощностей, столь нужных в труднодоступных районах России, долгое время оставалось в тени.Вместе с тем, зона, не охваченная ЕЭС, занимает около двух третей территории России и характерна тем, что здесь проживают различные этнические группы населения, в том числе и малочисленные народы Севера, уровень жизни которых существенно отличается от уровня жизни схожих групп населения в аналогичных климатических зонах Северной Америки и Европы. С другой стороны, эта зона богата огромными запасами полезных ископаемых, добыча которых сегодня ведется крайне пассивно, и прежде всего из-за отсутствия инфраструктуры, энергетики, транспортных магистралей. Очевидно, что на территории, которая отличается крайне низкой плотностью населения, решить проблему развития энергетики путем крупного сетевого строительства маловероятно.Здесь - на Крайнем Севере, на Чукотке, в Приморском и Хабаровском краях, более эффективно могли бы действовать именно атомные станции малой мощности. Конверсия военных предприятий, в том числе и северодвинских, позволяет надеяться, что суперсовременные оборонные технологии можно будет применить и на этом поприще. В начале 90-х годов в России под эгидой Ядерного общества России был проведен конкурс атомных станций малой мощности. В классе плавучих АТЭЦ первое место присуждено проекту КЛТ-40С. Установка, выпускаемая серийно для атомных ледоколов и прошедшая государственные и международные экспертизы.Расчеты показали, что атомная теплоэлектростанция малой мощности на базе плавучего энергоблока с реакторными установками КЛТ-40С позволяет в короткие сроки со сравнительно небольшими затратами обеспечить надежное энергоснабжение удаленных районов с экстремальными природными условиями. Среди первых претендентов на обладание такой станцией был назван Певек, что на Чукотке. Прорабатывался вопрос и об обогреве с помощью ПАЭС городов Дудинка и Вилючинск. Но остановились на нашем Северодвинске.Чудо-станцииСтанция состоит из плавучего энергоблока КЛТ-40С с двумя реакторами, гидротехнических объектов и береговых сооружений и устройств, обеспечивающих распределение и передачу энергии потребителям. Реакторная установка одобрена МАГАТЭ, отвечает всем требованиям ядерной и радиационной безопасности. Реакторы этого типа более 30-ти лет безаварийно эксплуатировались в тяжелейших условиях полярной навигации на отечественных ледоколах, на атомном лихтеровозе «Севморпуть».Плавучая АЭС рассчитана на безостановочную эксплуатацию в течение трех лет. Затем - месячный перерыв на перегрузку отработавшего ядерного топлива в хранилища, находящиеся здесь же, на борту. Раз в десятилетие ОЯТ будут вывозиться со станции. Предусмотрен на станции и экологический блок, который обеспечит очистку и обработку сточно-фановых и нефтесодержащих вод, сбор, переработку и удаление твердых бытовых и пищевых отходов.При этом в реакторных установках типа КЛТ-40С внедрены немаловажные технические новинки. К «ноу-хау» специалисты относят и системы аварийного охлаждения активной зоны и корпуса реактора, и безотходные технологии, и оборудование для локализации аварий.Предварительный анализ эффективности ПАЭС подтвердил их высокую конкурентоспособность по сравнению с традиционными станциями, построенными в отдаленных регионах России. Сравнительно небольшие расходы на строительство, невысокие эксплуатационные затраты и, как следствие, более низкие тарифы на электрическую и тепловую энергию, независимость от конъюнктуры цен на рынке органического топлива - все это делает проект строительства ПАЭС весьма привлекательным. Но, конечно, самое главное - ее высокая надежность и экологическая безопасность. Так, одна станция не только экономит 300 тысяч тонн условного топлива в год, но и сохраняет 400 млн кубометров кислорода в воздухе в год. В то время, как одна ТЭС выбрасывает ежегодно в атмосферу 730 тонн пыли и золы, не говоря уже о других, более вредных примесях.Что же касается системы безопасности, то проект ПАЭС учитывает и экстремальные воздействия на нее природного и техногенного происхождения. Такие, как: ветер со скоростью 80 метров в секунду, землетрясение силой 8-9 баллов, столкновение с другим судном и даже вертикальное падение вертолета массой 11 тонн с высоты десять метров. Разумеется, взрыв «Боинга» конструкторы не запрограммировали.Сегодня уже создано технико-экономическое обоснование проекта станции, строительство которой будет вестись на Севмаше. Причем при жестком контроле за качеством изготовления на уровне, установленном для строительства атомных кораблей и судов.Готовую станцию планируется установить возле одной из севмашевских набережных.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!