Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 19 ноября 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 19 ноября 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Истоки профессии Федора Шушарина

Версия для печатиОтправить статью другу
«Будешь главным технологом», - пообещал молодому выпускнику техникума главный инженер завода. Через много лет прогноз сбылся

Деревни Ичково, Ступино, Власьевское привольно раскинулись на придвинском холмистом берегу по опушке вечнозеленого леса. Ниже от подножья холмов прямо до Северной Двины», простирался огромный заливной луг. До знаменитого села Ломоносова всего каких-нибудь 25-30 километров. Отсюда уходил когда-то за наукой помор Михайло. С этих же мест добирался на учебу, правда, уже не пешком, а на пароходе, и не в Москву, а на Беломорский берег в город Молотовск, и Федор Шушарин.

Из досье

Шушарин Федор Николаевич. Родился 20.05.1930 г. в д.Ступино Холмогорского района Архангельской области. В 1950 году окончил Молотовский судостроительный техникум, в 1969 году - Ленинградский кораблестроительный институт. На Севмашпредприятии работал с июня 1950 года: инженер, начальник бюро, начальник отдела, заместитель главного технолога, с 1981 года - главный технолог предприятия, с июля 1988 года по май 1994 года - главный инженер. Три последующих года работал вице-президентом ГРЦАС. С 1997 года - профессор Севмашвтуза.

Внес значительный вклад в создание механизированных корпусообрабатывающего и корпусостроительного производств на базе новых технологий, в совершенствование системы технологической подготовки производства за счет широкого применения вычислительной техники.

Лауреат Государственной премии СССР (1969 г.), заслуженный машиностроитель РФ (1993 г.), академик Академии технологических наук РФ (1996 г.), лауреат премии им. Ломоносова, почетный член Ломоносовского фонда.

ервые послевоенные годы не радовали изобилием. Подрастая, ребята рвались в Питер, в Архангельск. Кого-то из них манила морская романтика, и они шли по стопам старших братьев, давно выпорхнувших из семейного гнезда, другие просто-напросто стремились расстаться с голодной деревней. Если же говорить о Федоре, то надо отбросить и то и другое. В семье Шушариных не было ни моряков, ни корабелов, а из колхоза «Новая жизнь» просто так никто не убегал, потому как хозяйство там было поставлено на крепкие ноги и славилось на всю страну элитным стадом, высокими урожаями и достатком в семьях. По тому трудному времени жили в том колхозе очень даже неплохо. И надо еще сказать, что отец Федора, Николай Егорович, был бригадиром передовой полеводческой бригады, а мама - Устина Павловна - одной из лучших доярок, которую представили вместе с председателем колхоза к званию Героя Социалистического Труда. Правда, Героем стал только председатель, но доярку все равно отметили высокой наградой - орденом Ленина.

Так откуда же в крестьянской семье Шушариных появились корни корабельной профессии? С этого вопроса и началась наша беседа.

- Первые шаги в этом направлении я сделал благодаря старшей сестре Александре. Она тогда жила в Архангельске, работала в швейной мастерской на набережной по соседству с Интерклубом и была знакома со многими моряками. «Самое лучшее для тебя - стать капитаном дальнего плавания», - эти ее слова крепко запали в душу. А в сорок шестом, когда я окончил семилетку, Шура дала уже совершенно конкретный совет: «Иди в «мореходку». Конкурс был очень большой, экзамены сдавали параллельно с прохождением медицинской комиссии. Сдал я их прилично. С радостью бегу в приемную комиссию, а там на меня словно ушат холодной воды вылили: «В плавсостав не годитесь, можем принять на береговые специальности: на судостроительное или судоремонтное отделение». Оказывается, подвело зрение. И снова сестра посоветовала: «Раз так получилось, иди лучше в судостроительный техникум, там все же посвободнее, воинской дисциплины, как в «мореходке», нет, а специальность та же...»

... Зачислили меня в Архангельский судостроительный техникум. Приехал я туда из деревни перед самым началом учебного года. И снова новость. «Поезжай, - говорят, - в Молотовск, все документы уже там». Объяснили все очень просто. Оказывается, в Молотовском техникуме получился недобор, в Архангельске даже образовался небольшой конкурс.

- А чем определился выбор специальности, ведь большинство ребят тогда рвались на судомеханическое отделение?

- Я тоже хотел стать механиком. И опять вмешался случай. В Северодвинске оказалась диспропорция между отделениями. На судомеханическом перебор, на корпусном - недобор. Но тут уж директор техникума Леонид Васильевич Кушников постарался. Говорить он умел хорошо и очень быстро меня переубедил. «Чего там механик, в масле будешь постоянно ковыряться, а корпусостроение - наука точная». В группе корпусников еще оказался и Саша Кулешин из нашей деревни, он тоже сказал: «Иди, не пожалеешь!»

- Знаю, что, придя на завод в 1950 году после техникума, вы сразу стали технологом и проработали в технологической службе почти сорок лет. Этот-то выбор произошел уже по вашему желанию?

- Опять же нет. Когда принимали нас на завод, должности определял главный инженер Валентин Иванович Вашанцев, к которому нас направили на беседу. Когда мы у него в кабинете построились, как военные на плацу, по росту, я оказался самым маленьким и стоял двенадцатым, последним. Хозяин кабинета, задав поочередно каждому несколько вопросов, тут же сообщал кто куда пойдет: мастером, помощником строителя. Настал и мой черед.

- А ты пойдешь в технологи... - и, обращаясь ко всем, добавил: «Это будущий главный технолог».

- Я чуть не в слезы. «Что я, хуже всех, хочу в цех...»

- Я тебе буду помогать...

- Надо сказать, что и в самом деле помогал, подсказывал. И как бы постоянно вел меня, следил за моими производственными делами. Потом он был главным строителем первой атомной лодки, там мы тоже всегда были рядом.

- Как делать, чем делать, где делать - на тысячи подобных вопросов приходится отвечать технологу. Это хорошая производственная, жизненная школа. Вы, конечно, не сожалеете, что вам довелось ее пройти, прежде чем встать у руля технологической службы завода?

- Конечно нет. Это и интересная, и очень познавательная работа. В большей или меньшей степени мне пришлось заниматься всеми кораблями, которые строились на заводе. Некоторыми даже с нуля. Сначала это были эсминцы проекта 30 бис, потом лихтеры, паромы. Исключением можно назвать только корабли проекта 68 бис. Тогда одновременно с ними началась постройка тяжелого крейсера по проекту 82... Технологов-корпусников разделили на два бюро. Я попал в то, которое занималось тяжелым крейсером. Но вскоре заказ приостановили, а потом и разрезали. Технологов опять объединили, а у завода появилась новая работа - лодки. Поначалу, как известно, дизельные...

- Но атомные тоже мимо вас не прошли...

- Для подготовки производства для постройки этого принципиально нового заказа была создана специальная конструкторско-технологическая служба, так называемый четвертый отдел. Поначалу он состоял всего из семи технологов и конструкторов. В эту семерку попал и я. Кстати сказать, взаимодействие в этом отделе было самое тесное. Конструкторы при необходимости выполняли работу технологов, и, наоборот, если случалась запарка у конструкторов, на помощь приходили технологи. С той поры я всегда был сторонником объединения конструкторов и технологов в единую службу. Конечно, это не касается некоторых производств, например, машиностроения, где разделение необходимо и оправданно. А вот там, где выпускается большое количество совместной документации, как, скажем, по работам верфи, такое объединение крайне необходимо.

- Федор Николаевич, Сергея Васильевича Слесаревича по праву называли патриархом технологической службы Севмаша. Вам довелось не один год работать под его началом. Какую роль он сыграл в вашей жизни?

- О Сергее Васильевиче надо бы написать целую повесть. Это был удивительный человек. Надо сказать, что на наставников мне очень везло. Я уже упоминал Валентина Ивановича Вашанцева, одного из моих опекунов, много мне дал главный технолог, а впоследствии главный инженер Владимир Иванович Дубовиченко. Самым первым начальником бюро у меня был известный корабел Николай Иович Логвинов. А заместителем главного технолога - Константин Николаевич Кулигин, корабельный инженер, высокоэрудированный специалист. Полтора года он меня персонально опекал. Нередко подсказывал, как следует выполнить ту или иную работу. И все же самым главным моим воспитателем на многие годы стал Сергей Васильевич, который многому научил меня и в техническом, и в морально-этическом плане. Когда в 1952 году он создавал специальное технологическое бюро, я почти год фактически был его помощником. Занимался графиками, расчетами. И прошел тогда у него колоссальную школу. Научился постановке задач, координации работ. Навсегда запомнил его слова: «Надо брать работу на себя, не сталкивать. Видишь, что это хоть чуть-чуть тебя касается, бери».

- Знаю, что институт вы окончили уже в зрелые годы. Как возникло решение о поступлении на учебу?

- Это опять же Сергей Васильевич. Учились в то время уже многие. И однажды он неожиданно спросил: «А ты не думаешь учиться?» И тут же позвонил проректору ВТУЗа Вяткину. Сдал я приемные экзамены и опять засомневался. Семья, работы по горло. Выходные у нас редко были. Когда, скажем, перешли на пятидневку, сам Слесаревич и его заместители в субботу всегда работали. Иногда намеченное сделать не успевали. Тогда решали: выйдем на часок в воскресенье. На часок это уже значит минимум до обеда... А тут еще шесть лет вечерами заниматься. С этими сомнениями пришел к Сергею Васильевичу. Тот сказал: «Учись, я создам тебе условия, загружать буду поменьше». Надо сказать, свое слово сдержал. По субботам я уже не работал пока не окончил институт, делал курсовые, готовился к зачетам.

- И еще один вопрос, уже как к заместителю председателя президиума Северодвинского отделения Ломоносовского фонда. Каким образом будет отмечен день рождения Ломоносова, нашего великого земляка?

- В этом году Ломоносовская дата (290-летие со дня рождения) отмечается необычно. Одна часть торжеств уже прошла в июне, другая - традиционно будет проведена в ноябре. В нашем городе по программе ХХХ Ломоносовских чтений состоится научно-техническая конференция «Ломоносов и наука». Она откроется 21 ноября в здании северодвинского технического колледжа в 15 часов. Принято также решение о проведении вечера-встречи ученых города Северодвинска. Но это будет чуть позднее, 14 декабря.

Уже потом, когда это интервью было готово к печати, совершенно случайно нам стало известно, что в семье Шушариных через несколько дней ожидается немаловажное событие.

Полвека тому назад Федор Николаевич и Антонина Ивановна соединили свои сердца и вместе пошли по жизни. В этот день, в первую очередь, их, конечно, поздравят дочь и сын, внук и внучки - продолжатели славного трудового рода Шушариных. Присоединимся к этим поздравлениям и мы, работники редакции.

Мир вам и любовь!

Беседу вел Александр БУРЛОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   «Родина» знает, что занимает  |  Крейсерова соната «Водника»  |
Культура   О Родине, о море, о любви  |
Мир   «Чарли-Чакра» в южных водах  |
Северодвинск   «Садко» увел траулер в Норвегию  |  Пришли буксиры на «Звездочку»  |  На Фаберже работает Севмаш  |
Россия   25 автономок адмирала  |  Скандал вокруг «Новика»  |  «Янтарь» и невидимка  |  Новости из портов  |  Роковой ноябрь «Декабриста»  |  На морских широтах  |
Общество   Золотое перо  |  Истоки профессии Федора Шушарина  |  Поморские новости  |  Фронтовое братство  |  «Чайка». Старая «пьеса» на новый лад. По Казаринову  |  Ожидание Елены Сабировой  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Ноябрь 2001
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com