Беседа с краткими экскурсами в славное прошлое и тревожное настоящее российского флота
Наш подводный флот так часто называли атомным и ядерным, так стремились показать его сокрушительную ударную мощь и современность, что о наличии в нем соединений дизель-электрических подводных лодок как-то не вспоминалось. Между тем в отличие от американцев флот наш не отказался от них в эпоху бурного перехода на «ядерную тягу». К тому же, дизель-электрические подлодки, как выясняется, своего последнего слова еще не сказали, хотя бытует прочное мнение о непрестижности службы на них. А сколько моряков в свое время прошли на них азы своей профессии и были благодарны им за трудную науку подплава?! Моряки называли их по разному - «дизелями», «дизелюхами», «дизелюшками», - в зависимости от обстоятельств и отношения...Об этом мне как-то говорил и уважаемый подводник - контр-адмирал в отставке Вадим Березовский. И с вице-адмиралом Николаем Пахомовым, который по морям походил немало и свой внушительный «плавательный стаж» подводника набрал на дизель-электрических лодках, мы в свое время тоже беседовали.А сегодня гость редакционной кают-компании - бывший моряк-подводник, ныне - сотрудник Государственного НИИ аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ, капитан 1 ранга, кандидат технических наук Александр БАРЫШНИКОВ. Александр Дмитриевич из подводников-»дизелистов», и тема его диссертации напрямую связана с проблемами отечественных дизель-электрических подлодок. Поэтому в его лице мы встретили компетентного специалиста в той области подплава, о которой и по сей день, редко заходит речь.- Александр Дмитриевич, во времена, когда Россия еще была морской державой, а ее подводный флот иначе как атомным и стратегическим не назывался, какие задачи выполняли дизель-электрические лодки, их ведь в составе наших ВМС насчитывалось никак не меньше ста?- Задачи ставились из тех достоинств, которые имелись. Во-первых, дизель-электрические подлодки значительно менее «шумные», чем атомные. Это главное их преимущество, если можно так сказать. Поэтому их использовали, например, для решения задач противолодочной обороны. В свое время тактика нашего главного потенцильного противника - США на море, строилась на основе авианосных ударных или корабельных ударных групп. В их составе обязательно присутствовала атомная многоцелевая подлодка. Ее надлежало обнаружить и «обезвредить», используя свой главный козырь - малошумность. Конечно, дизель-электрические лодки значительно уступали в скорости хода, и не могли продолжительное время преследовать цель. Поэтому они действовали в границах так называемых позиций, которые «нарезались» им для патрулирования. Ставились и другие задачи. К достоинствам дизель-электрических подлодок я бы отнес и большой запас торпед на борту, и относительно простую, быструю перезарядку торпедных аппаратов. К тому же моральное устаревание таких лодок происходит медленнее, чем атомных, а это значит, что дизель-электрические лодки более пригодны в плане различных модернизаций.- Видимо, последнее и учитывали американцы, когда в конце 50-х, единым махом перешли на строительство исключительно атомных лодок, а дизель-электрические, всего двух или трех классов, оставили, чтобы использовать только для экспериментов военной науки. Но не было ли в том ошибки, заблуждения?- США в этом случае исходили из своей военной доктрины. Американцы и тогда, и, к слову, сегодня продолжают считать себя «островной страной». Из этого они и строят свою оборону. Решение, которое вы упоминаете, они приняли, будучи уверенными, что корабли противника они встретят на дальних рубежах в океане. Поэтому и сочли, что могут обойтись без дизель-электрических лодок, чей радиус действия, как мы уже говорили, ограничен. И потом, союзники США в Европе, страны НАТО традиционно владели дизель-электрическими лодками, которые выполняли часть задач в контексте совместной военной доктрины.- Но вот случился Карибский кризис 1962 года...- ...и на прорыв блокады вокруг Кубы вышли четыре североморские подлодки. Дизель-электрические лодки! Американцы, конечно, не допускали мысли, что они смогут подойти к их берегам так близко... - Я бы причислил этот факт к достоинствам наших лодок и их моряков. А как вы оцениваете наши дизель-электрические подлодки послевоенных проектов?- Во всяком случае, не хуже зарубежных аналогов. Североморцы, вы знаете, на них долгое время несли боевую службу в Средиземное море. Причем, целыми соединениями - бригадами. Мне же довелось служить на Тихоокеанском флоте, «зоной ответственности» которого, считался и Индийский океан. Так вот, с нашего Дальнего Востока к берегам Африки ходили не только атомные лодки. Мне тоже пришлось побывать в такой автономке. Поверьте, нести боевую службу там очень тяжело, если даже брать одни климатические условия. А тихоокеанцы выполняли здесь очень сложные задачи. И выполняли успешно. Например, выслеживали и выходили в условную атаку на корабельные группы потенциального противника, при этом, противнику так и не удавалось их обнаружить. Это подтверждение не только высокого мастерства наших подводников, но и высоких тактико-технических характеристик, боевых возможностей их кораблей.Послевоенная наша промышленность передала флоту сотни дизель-электрических лодок. Одна только серия 613 проекта составила 215 единиц. А ведь были еще 611, 633, 615, 629 проекты, наконец, лодки 641 проекта - отличные корабли, настоящие труженицы океана. Многие страны, кстати, охотно приобретали советские подлодки для своих военно-морских сил: Китай, Корея, Индонезия, Египет, морские страны Варшавского договора. Более того, Китай и Корея, например, на базе советского 633 проекта создали свои лодки.Странное дело: практически все достижения нашего подплава флотские историки связывают с атомными лодками, тогда как во многом первопроходцами здесь были именно дизель-электрические. Из той же серии недооценок и строительство 611 проекта на Севмашпредприятия. История этих кораблей отражена более чем скромно, не по заслугам, потому что гордиться есть чем. Например, первой североморской подлодкой, совершившей плавание в Атлантике на полную автономность в 1957 году совершила северодвинская Б-77, а Б-75 годом позже первой из советских подлодок пересекла экватор. От Камчатки до Антарктиды проделала путь Б-71, тоже северодвинская лодка. И тоже впервые в истории. Еще две наших подлодки, - Б-88 и Б-90, - первыми совершили переход с Северного флота на Тихоокеанский - через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, да еще и, огибая Австралию с юга. Поход длился с октября 1959 года по март 1960-го. Ни до, ни после ни одна дизель-электрическая подлодка в мире такой путь не повторила. Атомные же лодки стали ходить этим маршрутом на десятилетия позже. - Примерно с конца 70-х в общей динамике строительства наших дизель-электрических лодок, на мой взгляд, произошел провал: во-первых, количество их резко снизилось, во-вторых, уменьшилось и количество проектных разработок. В чем тут причина? - В начале 80-х в стране уже накопился груз экономических проблем, и промышленность уже не могла сдавать флоту десятки лодок в год, как это было, например в 60-е. И потом - были еще и причины политического характера, из-за которых, такого количества подлодок, как прежде, уже не требовалось. - А позже раздались призывы к разоружению, был организован распад Союза и растаскивание флота бывшими «братскими» республиками. Каково состояние дел сегодня?- Плачевное. Есть, правда, одна объективная причина: к 1991 году многие дизель-электрические лодки уже морально устарели. Но после распада страны, когда у государства не оказалось средств, их стали выводить из эксплуатации целыми соединениями. Хотя, надо сказать, многие из них еще не выработали своих ресурсов. Сейчас у России есть небольшие соединения дизель-электрических подлодок, на Северном флоте, на Тихом океане, две или три единицы на Балтике и Черном море. Но все это не идет в сравнение с тем, что было. Денег на эксплуатацию, поддержание боеготовности даже оставшихся кораблей, их ремонт по-прежнему не хватает. Новые подлодки на флот практически не поступают. На их закупку у флота нет денег. - В прошлом году на «Красном Сормово» я видел «Варшавянку» для российского флота...- Подлодка, о которой Вы говорите, как бы «зависла». Сначала ее действительно строили для российского флота. Если не ошибаюсь, даже планировали передать сюда, на Север. Но денег на достройку не хватило. Тогда попытались продать ее китайцам, индийцам, вообще, рассматривали разные варианты, но почему-то не вариант достройки лодки для собственного флота, а ведь общая готовность корабля уже составляла 90 процентов. Жаль, еще и потому, что это одна из самых последних российских разработок - проект 877, или как его иногда именуют - «Варшавянка». Конкурентоспособность этих лодок на мировом рынке вооружений общеизвестна. - Специалисты дают им характеристику «самых малошумных подлодок», даже придумали им специфический образ - «черная дыра в океане», - все это соответствует действительности? - На самом деле, это очень хорошие лодки, и в определении «самые малошумные» нет преувеличения. Здесь у них характеристики, пожалуй, выше, чем у американского «Трайдента». «Варшавянки» обладают очень хорошими возможностями для модернизации. И комплименты другого свойства они оправдывают. Теперь вот в российском подводном кораблестроении появились «Лада», «Амур»...- Если можно. Несколько слов о них...- «Ладу» можно назвать дальнейшим развитием 877 проекта. По большому счету, она принципиально не отличается от «Варшавянки», но обладает, безусловно, улучшенными качествами по целому ряду характеристик. «Амур» - это экспортный вариант такой подлодки.- Александр Дмитриевич, а вот идея установить в корпусе дизель-электрической подлодки еще и атомный реактор, то есть - такой комбинированный вариант энергетической установки, об этом сегодня много говорят, чем эта идея вызвана?- Попытками создать подлодку, которая бы максимально использовала достоинства дизель-электрической (имею в виду ее малошумность), и которая бы имела возможность длительное время находится под водой, не всплывать на поверхность для зарядки аккумуляторов. Такая лодка могла бы выполнять задачи противолодочной обороны подо льдами, ведь не секрет, что ледовый покров Арктики - это естественное укрытие для подводных ракетоносцев...В Советском Союзе велись эксперименты в этом направлении. В частности, была подлодка проекта 651Э, с так называемым «подвесным реактором», были идеи применить ядерную энергетику и в корпусе 641 проекта, на той же «Варшавянке». Задумывалось так, чтобы энергетика «работала» только на движение корабля. Но все не так просто: при длительном пребывании под водой возникает известная проблема регенерации воздуха в отсеках, множество других. В свое время по данной тематике был объявлен конкурс, появились какие-то идеи, но разработка такого проекта требует финансирования, а его, насколько мне известно, нет. То же самое можно сказать и об идее двигателя, работающего по так называемому, «замкнутому циклу», об идее электрохимических генераторов. Изыскания в этой области вели и немцы, и мы (достаточно вспомнить наш проект А615), и шведы. Цель все та же - максимально увеличить время пребывания под водой. Здесь, что интересно: если дизель-электрическая подлодка сможет действовать, не всплывая, скажем, две недели, то эффективность ее возможного боевого применения возрастет в невероятно высокой степени. Так считают специалисты.Уже после встречи с Александром Дмитриевичем я поднял документы по списанию подлодок ВМС России с 1991 года, и там, где возможно, проследил судьбу некоторых...Десятки советских лодок остались гнить в заброшенных бухтах. Когда флот российский заставили убегать из Прибалтики. «Самостийная» Украина, пожадничав при грабеже Черноморского флота, на поверку не смогла обеспечить существования в своих ВМС даже одного дивизиона подлодок, и сегодня с грехом пополам содержит всего-навсего одну субмарину 641 проекта. Именно - содержит, потому что лодка эта неходовая - для нее нет аккумуляторных батарей.Десятки подлодок в пору «Верховного главнокомандующего Ельцина» отправились за рубеж. Флотские деляги и гражданские «коммерсанты» сбывали их по цене «мерседеса» за штуку - в Англию, Австралию, Швецию... Лодке Б-80 - это 611 проект, и, кстати, северодвинской постройки (заказ №111), можно сказать, повезло: голландцы из Ден-Холдера переоборудовали ее в музей мореплавания. Но везет, как известно, не всем. Есть лодки, которые используются на Западе как дешевые питейные и бордели, а иные служат «музеями холодной войны»: в их отсеках посетителей пугают манекены злобных, бородатых русских подводников.У нас дизельную лодку 641 проекта тоже поставили у причала как памятник-музей, - в Калининграде. Произошло это недавно, и добилась этого... женщина - Светлана Сивкова, директор Музея Мирового океана. Ей удалось то, что оказалось не по плечу мужчинам - создать первый в России памятник подводникам, ветеранам «холодной войны», но можно сказать - и памятник русским «дизелям» - целой эпохе в истории российского кораблестроения.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!