Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 26 сентября 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 26 сентября 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Драма великого танка

Версия для печатиОтправить статью другу
Отметив преимущества советской машины в броне и вооружении, стали подсчитывать недостатки. Башня теснее, чем у «немца» (это так). Оптика хуже (а танкостроители тут при чем?). Двигатель ненадежный (не имеющий аналогов в мире танковый дизель В-2 еще не преодолел «детские болезни» и громко ревет (еще бы, когда он мощнее немецкого на 200 «лошадей»). Наконец, на шоссе «немец» разогнался почти до 70 км/час, а «тридцатьчетверка» не дала и паспортных 50-ти (а чего еще ждали, если у нее броня толще в полтора раза и вес на 7 тонн больше?).

Впрочем, шоссе в России надо было еще поискать. Поэтому в будущей войне немецкий Т-III не блеснет быстроходностью, зато будет вязнуть в грязи, на пахоте и на снежной целине. Его 30-миллиметровую броню будут пробивать даже противотанковые ружья. Станет очевидно, что хотя Т-III по весу (19,5 тонны) добрался до среднего танка, по возможностям он легкий. Средний танк - это совсем другое. Это машина с крепкой броней и мощной пушкой, способная победить в дуэли с полевой артиллерией и танками противника, прорваться в тылы и уйти в глубокий рейд, давя обозы и расстреливая войска в колоннах. Короче, средний танк - это Т-34Д. Эталон до конца войны и позднейших времен.

Но тогда, летом 40-го, судьба легендарного Т-34 висела на волоске. Маршал Кулик приостановил производство танка, потребовав устранения всех недостатков. Вмешался Ворошилов: «Машины продолжать делать; сдавать в армию, установив 1000-километровый гарантийный пробег».

Это лишь один эпизод в драматической судьбе «тридцатьчетверки». Печальный факт: лучший средний танк Второй мировой пришлось буквально навязывать военным.

Автобронетанковое управление не давало задания на его разработку. Требовали скоростной колесно-гусеничный танк. Заказали его Харьковскому паровозостроительному заводу.

В январе 1937 г. расстрелянного начальника заводского КБ сменил Михаил Ильич Кошкин. Вот он, Кошкин, сумел разглядеть и поставить во главе проектной группы выбившегося из чертежников 33-летнего Александра Александровича Морозова. Он поддержал конструкторов, предложивших помимо колесно-гусеничного А-20 разработать еще и гусеничный танк - прототип «тридцатьчетверки».

Идею вынесли на заседание Комитета обороны. Конструкторы напирали на сложность и ненадежность колесно-гусеничного движителя. Многие военные еще не переболели идеей скоростного танка и стояли за А-20. Против будущей «тридцатьчетверки» высказался комкор Павлов, в ту пору начальник автобронетанкового управления - опытный танкист, Герой Советского Союза. Сталин вынес соломоново решение: «Посмотрим, какой танк лучше».

Через три месяца были готовы оба проекта. И опять военные против чисто гусеничного танка, а Сталин говорит «посмотрим». Начали смотреть, то есть морозовцы работали, доносчики доносили, чекисты арестовывали, а Кошкин с трудом выручал своих конструкторов. Уже танки прошли заводские испытания, а главные танкисты страны все никак не могли решить, какая машина им нужна. Кошкин пробился на самый верх, и 23 сентября 1939 г. образцы обоих танков были показаны руководству армии. Выбрали, слава Богу, гусеничную машину.

На заводе уже готовили танк с усиленной броней. Шла финская война, поэтому в декабре 39-го Комитет обороны принял «тридцатьчетверку» на вооружение, не дожидаясь результатов испытаний. Два предсерийных Т-34 своим ходом дошли до Москвы: танки добирали необходимый километраж, торопясь к правительственному смотру.

В этом пробеге Кошкин получил воспаление легких. Спустя полгода осложнения на сердце и продолжавшиеся интриги вокруг «тридцатьчетверки» добили конструктора: он умер 26 сентября в возрасте 42 лет. А начальники двух красноармейских главков - бронетанкового (Федоренко) и артиллерийского (Кулик) продолжали настаивать на прекращении выпуска Т-34. Их поддерживал Павлов, ставший командующим Западным Особым военным округом. В очередной раз этот вопрос обсуждался за день до войны.

Военные лукавили. Они ждали другого танка, который поначалу числился под маркой Т-126СП (СП - сопровождение пехоты). В конце 1940-го ленинградский завод имени Ворошилова (№ 174) выдал им, что заказывали. Вожделенный танк, которому прочили роль самого массового в будущей войне, по боевым качествам оказался... улучшенным германским Т-III. Проходимость повыше, броня потолще, трехместная башня - близнец немецкой. При этом новый танк весил на 6 тонн меньше и не вышел из категории легких.

Вот это да. Это было понятно. Тяжелые танки проламывают оборону, легкие входят в прорыв и громят тылы. А что такое средний? Невнятный какой-то танк: то ли усиленный легкий, то ли ослабленный тяжелый. Со средним можно и повременить. Уже весной 41-го новинка была принята на вооружение под названием Т-50. Вдобавок к двадцати четырем тысячам других легких танков. А что? Не помешает.

...Вскоре после начала войны на генерала Павлова свалят неудачи первых боев. Он будет отозван в Москву и расстрелян. Как знать, может быть, в свои последние часы разжалованный командующий жалел, что выступил против «тридцатьчетверок», которых сейчас так не хватало его армиям. А Т-50 оказался дорогим и сложным в производстве. Изготовив 65 машин, его выпуск прекратили навсегда.

Евгений НЕКРАСОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   Через семь турниров  |
Культура   Писатель с подлодки  |  Вернисаж на фоне моря  |
Экономика   Кончилась вольная жизнь «дочек» СМП  |
Политика   Да здравствует король!  |
Мир   «Incat» бросает вызов  |
Северодвинск   Информация с верфей  |
Россия   На морских широтах  |  Драма великого танка  |
Общество   Признали мужество через 19 лет  |  Сколько нас, какие мы?  |  Американский блюз саксофониста Тейтеля  |  Янтарная комната на дне Балтики?  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Сентябрь 2001
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com