Дело давнего прошлого, но когда-то меня заинтересовало собрание навигационных документов Ост-Индской кампании. Британцы, искавшие новые, более короткие пути в страну слонов и магараджей, всячески поощряли попытки мореходов достичь ее северным, неизведанным путем. С той поры в архивах сохранилось немало английских географических карт, на которых пространство за мысом Нордкап, и нынешняя Россия в том числе, отображалась гипотетически. Огромная неизведанная страна, лежавшая за восточной границей польских земель, значилась на них, как... Tartaria. Не Русь, не Россия, не Московия, на худой конец, а именно - Тартария.
Происхождение сего объяснялось просто - просвещенная Европа была убеждена, что после нашествия Чингисхана и более чем двухвековой тирании его потомков на землях от Польши до Уральских гор обитает некая цивилизация, столь полно впитавшая в себя дикость кочевых татарских племен, что иного названия ей и нет, кроме как - тартары.Посадка на речной теплоход «Леонид Марков», который доставлял экскурсантов от Морского вокзала к борту английского корабля, напоминала не лучшие эпизоды советской истории времен застоя с ее нетерпеливыми нервными очередями. Желающих посетить иноземцев оказалось предостаточно, а «Campbeltown» мог принять не более двухсот человек за один заезд. Поэтому, когда объявили посадку, тут уж было не до очередности, - образовалась типичная российская свалка перед гастрономом. Стало стыдно. Но главный стыд, оказалось, еще ждал впереди...Теплоход подошел к фрегату на десять минут раньше оговоренного времени. Британцы вежливо дали понять: являться в гости, когда заблагорассудится, можно в России, но не на английскую территорию, и теплоходу пришлось делать круг, дожидаясь назначенного часа. Наконец причалили к переходному понтону. Хотя с самого начала было ясно - на фрегат поднимутся все без исключения, публика сорвалась с мест и стала давить друг друга еще в салоне. Увещевания капитана и уговоры милиционера действовали слабо. Английские моряки смотрели на все с высоты своей главной палубы и не понимали, что происходит. По-моему, так и не поняли... И слава Богу! Наконец удалось установить видимость порядка, и россияне группами по десять человек (требование безопасности перехода по понтону) стали подниматься на английский корабль.На особое отношение британцев к кораблю обращаешь внимание сразу же. Начнем с трапа. Нигде в России не видел, чтобы «парадная лестница корабля» имела перила из ценного сорта дерева, к тому же... отполированного. И чтобы ступени и сама конструкция не хлябали, когда одновременно поднимаются пять-шесть человек. Теперь - палуба. Она покрыта специальным пористым синтетиком - захочешь поскользнуться, да не сумеешь! Даже если волной заливает. Леера, все до единого, - из легкой нержавейки!.. Дальше - больше... Моя супруга, человек очень отдаленный от флота и корабельного дела, сделав первые шесть шагов по фрегату, тут же воскликнула: «Посмотри, как у них заделаны все стыки!». Металлические стыки, а их на корабле десятки тысяч, действительно, нивелированы так, что их не сразу и заметишь. Места соединений медных и прочих трубопроводов бережно обернуты массой, напоминающей нашу паклю, пропитанную клеящим составом. Оказывается, это очень водостойкий герметик, но в случае необходимости он легко удаляется.Как бывшему судовому электромонтажнику, «тянувшему кабель» на «заказах» в СПО «Арктика», мне не составило труда оценить качество работы английских коллег. Аккуратные, даже изящные, трассы, скрепленные исключительно бандажами, причем впоследствии никому и в голову не пришло красить их масляной краской.Искать на английском корабле пятна мазута или машинного масла также оказалось делом бесполезным. Авралов по устранению подобной грязи здесь нет - моряки предпочитают постоянно поддерживать раз и навсегда заведенный порядок. В чем это выражается? В этом смысле мне повезло, и потому свидетельствую, как «Campbeltown» принимал некую жидкость с российского бункеровщика. Бункеровщик наш, к слову, выглядел темно и угрюмо. Англичане подали свой шланг ярко оранжевого цвета, подстыковали его к приемному оконечнику и тут же под ним поставили поддон, не забыв застелить последний... бумажными полотенцами.К визиту российских граждан на фрегате готовились. Экскурсантам предложили «маршрут», следуя по которому, они могли познакомиться с оснащением и вооружением, расположенным на верхних палубах, а также с частью внутренних помещений, в том числе и с ангаром для вертолетов «Sea King» и «Linx». На орудия англичане поставили прицельные призмы, сняли чехлы с компасов, пеленгаторов и дальномеров, на мостике не стали закрывать многочисленные пульты управления и связи...А вот это они зря! Шаловливые ручки гостей неудержимо тянуло к начищенным до блеска металлическим деталям, вентилькам, рычажкам и клавишам. Вообще, наши вели себя с бесцеремонностью дикарей - хватали, лапали все, что ни попадя. Булинь корабельной рынды англичане догадались-таки снять. Правильно сделали! Иначе каждый второй проходящий россиянин счел бы своим долгом «побить склянок»...На корме британцы демонстрировали образцы своего стрелкового оружия и специального снаряжения. До сих пор не пойму - как оно уцелело?! Нашим невтерпеж было открутить, отвинтить, оторвать... А рядом пара великовозрастных митрофанушек пыталась еще и напялить... легкий водолазный костюм .Не ведаю, вспоминали англичане русскую поговорку про козла в огороде, когда решили допустить экскурсантов на фрегат, но нашим она точно - не екалась...Всю обратную дорогу домой меня мучила мысль: какому идиоту в погонах пришло в голову везти из архангельской казармы расхристанную армейскую роту на корабль Ее Величества?! Наследники морской славы адмирала Нельсона с плохо скрываемым ужасом наблюдали за наследниками ратной славы генералиссимуса Суворова, пропущенными через горнило последних российских реформ... Во-первых, мат стоял отборный. Во-вторых, наши «защитники Отечества» курили дешевую махру и тут же харкали на палубу. На замечания гражданских лиц, которые, в отличие от военных, почему-то понимали, что вести себя так в гостях да еще на боевом корабле, нельзя, «дикая рота» не реагировала. Срам за Отечество стал невыносимым. Пришлось обратиться к старшему:- Товарищ майор, не позорьте российскую армию...- А че?! - отреагировал майор.Стало ясно, что майор из той же казармы... только у него звезды на погонах.Когда «Леонид Марков» пытался ошвартоваться у причала Морского вокзала, наша нервная публика вновь повскакивала с мест. Хотя и в этом случае было ясно, что пока теплоход не покинет последний пассажир, с причала на него никто не войдет. Еще не закрепили концы, не подали трап, а «дикая рота» российского майора начала прыгать на пирс через фальшборт верхней палубы. Непонятно, куда она так спешила, если от вокзала в расположение части ей все равно надлежало шагать строем?...- Russian army debils, - вздохнул мой сосед.- Тартария, - вспомнилось мне.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!