Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 21 ноября 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 21 августа 2001 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 21 августа 2001 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Ленд-лиз: одни факты

Версия для печатиОтправить статью другу
В конце августа Северодвинск и Архангельск торжественно отметят знаменательную дату - 60-летие полярных конвоев, караванов судов, в самое тяжелое военное время доставлявших нашей стране стратегические грузы по ленд-лизу. Через два месяца после начала войны, 31 августа 1941 года первый такой конвой под кодовым названием «Дервиш» пришел в Архангельск.

Что же представлял собой ленд-лиз? Соединенные Штаты во время Второй мировой войны оказали помощь вооружением, техникой, продовольствием и материалами 42-м странам (в т.ч. и СССР) на гигантскую (в ценах того времени) сумму в 46 миллиардов долларов. Эта программа осуществлялась по инициативе президента США Франклина Рузвельта и получила название «ленд-лиз» (lend - давать взаймы, lease - сдавать в аренду). Общая стоимость американской помощи, оказанной СССР по ленд-лизу, оценивается в 9,8 миллиарда долларов. Для сравнения: помощь, оказанная США Великобритании, - 30,3 миллиарда долларов, Франции - 1,4 миллиарда, Китаю - 631 миллион. Долгое время после окончания войны в СССР скрывались масштабы оказанной нашей стране военной помощи, информация предоставлялась в искаженном виде.

Российский журналист В. Сиснев в Библиотеке Конгресса США ознакомился с документами, в которых отражены данные о поставках в СССР в годы войны. Вот эти данные (незначительная, в сравнении с общим объемом, часть груза погибла в пути): самолеты разных типов, из США - 14795, из Великобритании - 7000; танки, из США - 7056, из Великобритании - 5000; бронемашины - 4158; гусеничные тракторы-тягачи - 7570; металлорежущие станки - 44600; паровозы - 1860; железнодорожные платформы - 11300; цветные металлы - 517500 тонн; минные тральщики - 77; противолодочные корабли - 103; торпедные катера - 199; десантные корабли - 62; танкеры - 29; сухогрузы - 102; буксиры и ледоколы - 23; нефтепродукты - 2,8 миллиона тонн, в т.ч. 1163463 тонны высокооктанового авиационного бензина; автомобили - более 410 тысяч, в т.ч. 363080 грузовиков, 43728 «Виллисов» или «Джипов», 3510 «Джипов-амфибий»; средства связи - 35 тысяч радиостанций, 380 тысяч полевых телефонов, телефонный провод - более 1,5 миллионов км (им можно было бы 37 раз опоясать земной шар); взрывчатка - 325784 тонны; обувь - около 15 миллионов пар; продовольствие - около 1 миллиона тонн зерна, 500 тысяч тонн растительных жиров, 730 тысяч тонн животных жиров, 672 тысячи тонн сахара, 782973 тонны консервированного мяса. В пересчете на килограммовую расфасовку получается более 782 миллионов банок популярнейшей в войну американской тушенки.

Кроме того - зенитные орудия, самоходные пушки, мобильные мосты, оборудование для железных дорог, угледобывающей, шинной, текстильной, строительной, газовой промышленности.

Чтобы представить, насколько существенной была эта помощь, проанализируем некоторые цифры. В годы войны в СССР было выпущено 125655 самолетов. Плюс 21795 зарубежных. Это значит, что каждый 6-7 самолет в нашей военной авиации был иностранного производства. Каждый седьмой торпедный катер, каждый десятый тральщик были также из США или Англии. К началу войны в Красной Армии было в 1,5 раза меньше автомобилей, чем было поставлено по ленд-лизу. К концу войны число автомобилей в армии выросло до 664 тысяч.

Вот мнение доктора исторических наук, военного историка А. Басова: «Американские поставки оказали большое влияние на ход войны. Взять хотя бы автомобили. К концу войны наша армия, по сути, была посажена на машины американского производства. Это позволило в серьезных масштабах расширить оперативные возможности Советской Армии. Некоторые исследователи считают, что «повышение моторизации» наших войск приблизило окончание войны примерно на полгода...»

В российской печати достаточно полно освещены пути поставки помощи по ленд-лизу арктическими конвоями и через Дальний Восток. Но был еще третий маршрут - через Иран. По этому пути пришло 4,5 миллиона тонн грузов. В Абадане, Маргиле, Шуайбе союзники собирали боевые самолеты. Автомобили собирались на трех заводах - недалеко от иракского порта Басра, вблизи иранского порта Бушир, а также в иранском местечке Андимешк. Собранные автомобили в порту загружались вооружением, техникой, продовольствием, материалами и проходили своим ходом на север 2,5 тысячи км, через весь Иран к границе с СССР. В 1943 году ежемесячно перегонялось 5 тысяч автомобилей, а в иные месяцы - 10 тысяч. Грузы в Персидский залив доставляли более 600 американских и 20 английских судов. Военный историк А. Басов пишет: «Поставки по ленд-лизу осуществлялись по нескольким «коридорам». Иранский - один из них. Здесь прошла примерно четверть всех грузов (23,8%). Еще около четверти (22,7%) - по северному направлению, через Архангельск и Мурманск. Однако максимальный поток шел через Дальний Восток. На этот «коридор» пришлась почти половина всех американских поставок (47,1%)...»

Сколько же заплатил Советский Союз за помощь по программе ленд-лиза? Вот что пишет по этому поводу А. Басов: «В начале за поставленные оружие и товары СССР заплатил золотом (на сумму 41 миллион долларов). Тогда же начались ответные поставки цветных металлов, лесоматериалов и т.д. Всего - на 2,2 миллиона долларов, что не шло в сравнение с поставками по ленд-лизу. Но здесь, я уверен, необходим другой счет. Наши солдаты и офицеры проливали кровь на фронте, спасая все человечество от гитлеризма.

По условиям ленд-лиза оставшиеся после войны неиспользованные материалы должны быть оплачены на основе долгосрочных кредитов. Переговоры между США и СССР о выплате долгов по ленд-лизу проводились неоднократно. В 1973 году Советский Союз выплатил Соединенным Штатам 48 миллионов долларов. Далее мы прекратили выплаты, так как американская сторона не выполнила условий по предоставлению нашей стране режима наибольшего благоприятствования в торговле. Оставшийся долг в 674 миллиона долларов правительство СССР предложило погасить к 2030 году, но при условии, что не будет дискриминации в торговле...»

Таким образом, основываясь на полученных российскими исследователями результатах, справедливо признать, что широкомасштабная помощь, оказанная союзниками СССР в рамках ленд-лиза, была весьма значительной и, безусловно, способствовала скорейшему победному окончанию войны. Но это ни в коей мере не умаляет подвиг нашего народа, собственным потом и кровью оплатившего победу антигитлеровской коалиции не только на Западе, но и на Востоке тоже.

Лев САМЫЛОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Спорт   «Шанс» не упустил шанс  |
Культура   Ленд-лиз: одни факты  |  Миссия выполнима  |
Экономика   Договорятся - будем мыться  |
Политика   Осталось уже девять  |  Патриарх и президент на Соловках  |
Северодвинск   Понтоны для «Курска» перед спуском на воду  |
Россия   Такое уже было  |  Военные моряки США в Новороссийске  |  «БрахМос» вам!  |
Общество   Враг браконьера  |  Городская программа борьбы с преступностью  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Август 2001
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com