Британские специалисты обнародовали свою собственную - как они считают, единственно правильную - версию катастрофы, в результате которой погибла АПЛ «Курск».
Версия о том, что в крупнейшей российской подводной катастрофе виноваты торпеды, выдвигалась достаточно давно. Еще в декабре в комиссию поступил отчет от НПО «Взрывотехника», в котором доказывалось, что именно взрыв топлива, смешанный с халатностью личного состава, стал причиной трагедии.
Однако британские эксперты по торпедам и сейсмологи, изучающие причины катастрофы АПЛ «Курск», считают, что объяснение происшедшему кроется не в халатности личного состава, а в самом топливе - в его компонентах. Они обратились к секретным документам британского правительства, имеющим отношение к практически забытой аварии дизельной подлодки королевских ВМС у северо-западного побережья Англии, поблизости от ВМБ Портленд. В соответствии с их предположениями, торпеды, допущенные к применению российским флотом в 1997 году и находившиеся на «Курске», были «устаревшими, недорогими и потенциально нестабильными», поскольку в качестве топлива на них использовалась смесь с высоким концентрированным содержанием гидрогена пероксида.
Использование так называемого HTP (High Test Peroxide) топлива, являющегося источником кислорода для двигателя торпеды, было прекращено на британских подводных лодках еще в 50-х годах нынешнего столетия после серии аварий, которые никто не мог объяснить. НТР - вещество негорючее, несмешивающееся и не вступающее в реакцию с топливом. И именно оно почему-то становилось причиной катастроф.
Как сообщает сайт «InoSMI.Ru», Морис Стрэдлинг, конструктор торпед и бывший преподаватель в Королевском военно-морском инженерном колледже в Плимуте, обратил внимание на сходства, имевшие место между катастрофой «Курска» и аварией на борту британской субмарины «Сайдон», произошедшей в июне 1955 года в Портленде. Причиной последней был взрыв, причины которого так и остались тайной. Нос «Сайдона» был распорот взрывом экспериментальной торпеды, содержавшей HTP-топливо. Катастрофа произошла в момент заправки торпеды топливом, погибли 13 человек экипажа. В настоящий момент, имея в своем распоряжении документы осмотра места аварии, обнаруженные в рамках научной программы ВВС «Горизонт», Стрэдлинг считает, что, скорее всего, знает причину обеих катастроф.
- В течение ряда лет я рассказывал студентам об аварии на «Сайдоне», и мы всегда исходили из того, что скорее всего ее причиной стал гидроген пероксида, - сообщил Стрэдлинг «The Observer». - Но никто не знал, как это произошло.
Однако информация о секретном расследовании аварии «Сайдона» добавила к общей картине ряд ошеломляющих подробностей. Коррозионно-стойкая стальная трубка, по которой HTP - топливо поступало в двигатель торпеды, взорвалась. Первичное расследование пришло к выводу, что торпеда стартовала до того, как ей был дан пуск. Эти факты, вместе взятые, объясняют взрыв.
Использование HTP - топлива в торпедах зависит от реакции, в которую оно вступает с определенными металлами. Когда оно вступает в контакт с серебром, часто используемым в этом типе торпед, гидроген пероксида превращается в пар и кислород, которые и используются в двигателе торпеды. Одновременно оно увеличивается в объеме в 5000 раз. По этой причине данная химическая реакция должна проходить только при условии исправной работы двигателя торпеды и только в момент ее пуска.
Именно повторение этой комбинации факторов, по мнению британского исследователя, могло стать причиной и катастрофы «Курска», повлекшей гибель 118 членов экипажа.
«Дни.ru»