Такая разная
С одной стороны, тревожность может быть качеством личности. И часто такая тревожность возникает в результате подражания родителям. Если родители привыкли беспокоиться по каждому пустяковому поводу, то и ребёнок будет волноваться из-за какой-нибудь, казалось бы, ерунды. С другой стороны, у всех может возникнуть ситуативная тревожность. Она связана с конкретной ситуацией. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Школьная тревожность чаще всего бывает разновидностью ситуативной. Ребёнка волнует и беспокоит всё, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Часто это проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания или при сравнении с другими, более успешными сверстниками.Трусишка
Не всегда тревожный ребенок - тихий и замкнутый. Психологи выделяют несколько типов тревожных детей. Невротики. Это дети с соматическими проявлениями – нервными тиками, заиканием, энурезом и прочими. Таким детям необходимо давать выговориться, не заострять внимание на соматических проявлениях, свести к минимуму травмирующий фактор. Полезно рисовать страхи, разыгрывать их. И, конечно же, необходима помощь не только психолога, но и невропатолога и психиатра. Расторможенные. Очень активные, эмоциональные дети могут свои страхи прятать глубоко внутри. Поначалу они стараются хорошо учиться, но если не получается, то становятся нарушителями дисциплины и на критику часто реагируют подчеркнуто равнодушно. Такие дети могут в классе играть роль шута. Но своей повышенной активностью они пытается заглушить страх. Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Важно создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях желательно давать выход их активности. Застенчивые. Обычно это тихие, обаятельные дети, они боятся отвечать у доски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учёбе, но со сверстниками общаются с трудом. Боятся о чем-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на кого-то другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом индивидуально. Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку. Замкнутые. Это мрачные, неприветливые дети. Они никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, они словно сами по себе. Могут быть проблемы в учёбе из-за отсутствия интереса. Для таких детей важно найти область, которая им интересна (динозавры, компьютер и другие) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.Поймите ребёнка!
Необходимо понять и принять тревогу ребёнка - он имеет на неё полное право. Даже если детские проблемы не кажутся вам серьёзными, обязательно посочувствуйте: «Да, это неприятно, обидно». И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение, выход, увидеть положительные стороны. Ребёнок должен быть уверен, что всегда может обратиться к вам за помощью и советом. Перед любым важным событием не описывайте в чёрных красках предстоящие трудности. И не угрожайте наказанием в случае неудачи. Поверьте, во время выполнения заданий он будет думать о наказании, но никак о примерах. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы: «Ошибки в контрольной - это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание». Сравнивайте результаты ребёнка только с его же предыдущими достижениями или неудачами, а не с результатами одноклассника. Учите ребёнка расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Помочь ребёнку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, то есть телесного контакта. Это важно не только для детей, но и для взрослых. И в результате жить станет намного радостнее. Ведь еще Платон писал, что «Тревога - печальная мысль, не имеющая под собой разумного основания».Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!
Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта