Все дети любят рисовать. Это для нас, мудрых, важных взрослых – «каляки-маляки», а для ребенка – такой творческий процесс. Некоторые дети могут часами что-то чиркать, от усердия высунув язык. И если в рисунке вам ничего не понятно, это не значит, что там ничего не нарисовано.
Детям просто еще порой не хватает умения, чтобы это творение стало узнаваемым, а взрослым – терпения. И неосторожное наше слово может навсегда погубить этот творческий порыв. А ребенок? Он может поверить, что рисовать – это очень трудно, и он действительно этого не умеет. Давайте попробуем учить рисованию.
Начнем с того, что будем рисовать при ребенке сами – показывать краски, называть цвета. Мы нарисуем зеленые листочки, голубое небо, желтое солнышко, красный цветок. И оттенки называем, потому что, поверьте, ребенок без труда может запомнить, что это – розовый, а это изумрудный. Начинаем рисовать на больших листах (лучше всего на старых обоях, там есть размах от плеча). Никаких маленьких листочков, если хотим научить рисовать. Легче всего рисовать маркером, потом уже можно добавить ручки, восковые карандаши, иначе интерес пропадет. Ну, а потом добавляем гуашь, краски. Гуашь, например, достаточно безвредна, непрозрачна – поверх нее можно еще рисовать другим цветом, она быстро высыхает, легко отмывается, легко отстирывается. Акварельные краски тоже безопасны, но уже прозрачны, и с этими красками лучше уже «работать» детям постарше, которые научились владеть кисточкой. Отстирывается и отмывается акварель тоже легко (это для мам!).
Ведь не секрет, что очень часто это творчество малодоступно для детей. Ребенок, мол, все стены разрисует, пол, обои испортит! Но ведь это все можно предусмотреть, например, отвести определенное место для занятий рисованием. Скажу вам точно: дети, которым разрешали рвать старые журналы, резать их, рисовать без всевидящего ока взрослых, приносят меньше материального ущерба, чем те, кому это было в свое время запрещено, а запретный плод, мы знаем, всегда сладок.
Иногда малышу трудно удержать в руке кисточку, карандаш, он их роняет, потом снова подхватывает и держит всей рукой. Ведь пока он еще маленький, то все предметы захватывает в кулачок, а не пальчиками. Взять ему карандаш просто неудобно. Поэтому не торопите время, не выхватывайте карандаш: «Да не так надо держать!» Только терпением можно научить держать карандаш тремя пальчиками. Когда его рука окрепнет, он будет это делать без усилий. Но если не обращать на это внимания, то правильный навык не сформируется.
Предложите для рисования трафареты. Конечно, это не совсем то, что нам бы хотелось, но зато помогают, особенно неуверенным детям поверить в себя: «Смотри, баба, как я нарисовал!» И он верит, что может! Это поднимает настроение, да и развивается двигательная активность рук, мелкая моторика, малыш учится правильно держать карандаш, легко и свободно им пользоваться. Трафареты можно купить, а можно сделать самим из плотного картона. Например, для создания летней картины сделайте и бабочку, и цветок, и домик… Останется обвести, а потом раскрасить. Ой, даже самой захотелось нарисовать такую яркую летнюю картинку! Главное, не забыть похвалить и порадоваться. Так что рисуйте вместе с детьми.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!