Ему уже шесть с половиной, он очень опрятен и очень красив. Его родители совсем молодые люди. Милая, улыбчивая мама и старающийся казаться строгим отец. Родителям немногим больше двадцати пяти.
- Нас в садик никуда не берут. Говорят, что он в коллективе находиться не может, плохо себя ведет. Логопед нам сказала, что, скорее всего, обучаться мы сможем только в коррекционной школе. А может быть, и не сможет совсем…- рассказывала Нелли, его мама, явно тревожась и украдкой вытирая слезы, пока ее сын с громким криком сидел в коридоре на коленях у отца. Войти ко мне в кабинет мальчик никак не хотел. Я вышла к нему сама. Он не то чтобы не смотрел на меня. Он меня просто не замечал. Я была для него чем-то вроде говорящего и ходящего стола. Я ходила рядом с ним, рассказывая о том, что попадало, как мне казалось, в поле его зрения. Через несколько минут мне стало ясно, что это аутизм. Причем, возможно, что одна из самых трудных его форм. В течение нескольких занятий мне не удавалось усадить его чем-то заниматься больше, чем на несколько секунд. Все остальное время он бегал по комнате, ругался на непонятном языке или вдруг повторял одни и те же движения: начинал складывать и раскладывать полюбившуюся ему почти с первого взгляда матрешку, рассматривать книгу, в которой были нарисованы динозавры. При этом он очень четко проговаривал: «Каламбия пикчерз» представляет». Все наши занятия проводились только в присутствии мамы. Без нее он категорически отказывался входить в кабинет.
Аутисты исследуют пространство совсем не так, как другие дети, которые могут заинтересоваться чем–то одним, захотеть протянуть к этому руку и поиграть. Чем больше он привыкал ко мне, к нашим совместным занятиям, тем дольше задерживал на мне свой взгляд. И однажды, забежав в кабинет, мой маленький пациент меня обнял. А потом он заболел. Их долго не было, почти несколько месяцев. А когда пришли, у меня снова было такое чувство, как при нашей первой встрече, что я опять превратилась в говорящий стол. Надо было начинать все сначала…
Мы работаем с Ильей и сейчас. Он уверенно называет меня «Тетя Лена», обязательно обнимает при встрече. К сожалению, данный диагноз сейчас ставят все чаще. Причем отмечено, что мальчики заболевают в пять раз чаще, чем девочки. Чаще всего на консультациях родители задают вопрос: «А с чем вообще может быть связано возникновение этого заболевания?». Раньше аутизм считался только психиатрической или психологической проблемой. Его даже путали достаточно долго с шизофренией. Потом во всем обвиняли родителей, мало уделявших внимания ребенку. Да и сейчас есть психотерапевты, пытающиеся убедить мам в их вине. Согласно последним исследованиям, это заболевание все чаще относят к разряду заболеваний, возникающих из-за проблем в окружающей среде (environment). Под окружающей средой понимается еда, лекарства, воздух, вода, поступление в организм нужных питательных микроэлементов, содержание токсинов в окружающем пространстве. В общем, все что окружает нас, может нести в себе потенциальную опасность для человека и служить источником проблем. Что должно настораживать в поведении ребенка в возрасте до двух лет? Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок: не удерживает сколько-нибудь длительно контакта «глаза в глаза»; не откликается на имя при сохранном слухе; обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к заинтересовавшему его предмету); не обращается за помощью; не пытается чем-то поделиться; использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет (например, тянет руку взрослого за нужным его предметом, не использует свою). Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее, как на беспрерывную трагедию. В этой ситуации от родителей зависит если не все, то почти все. А чтобы помощь была более эффективной, нужно учесть опыт тех, кто уже шел этим путем. Всем родителям аутичных малышей хочется пожелать: не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, - это вера в успех терпение, целеустремленность и, конечно же, любовь к своему ребенку. Еще 10 лет назад аутизм считался неизлечимым заболеванием. Сейчас «истории успеха» уже появляются время от времени. Но до сих пор каждая такая победа – сенсация, и каждый раз эта победа давалась очень и очень нелегко. И главное: среди таких историй нет воспоминаний, типа: «Мы ничего не делали, и все само прошло». Чем больше усилий прикладывается родителями и специалистами, чем раньше проблема замечена, тем лучше результат. Об этом говорят все исследования.
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!