Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Суббота, 27 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Корабельная сторона
Номер от 13 мая 2010 г.
Смотреть весь номер Корабельная сторона от 13 мая 2010 г. :: Архив газеты «Корабельная сторона»

Деньги на бочку

Версия для печатиОтправить статью другу
Вернее, на ее утилизацию. Их так и не нашли, и Арктика терпит бедствие

Обильно усыпавшие берег черные точки – это не камни, а бочки из-под ГСМ. И так от Канина  и до самой Чукотки… Фото Патрика Растенбергера
Обильно усыпавшие берег черные точки – это не камни, а бочки из-под ГСМ. И так от Канина и до самой Чукотки… Фото Патрика Растенбергера

Металл в Арктику стали завозить еще в романтические времена «Семерых смелых», то есть до войны. С той же поры везли сюда

и горюче-смазочные материалы (ГСМ). Без них в Арктике не выжить – такова здешняя экстремальная составляющая жизни. Тарой для ГСМ служили металлические бочки, со временем подогнанные под стандарт емкости – порядка 200 литров.

БОЧКИ возили десятилетиями в одном направлении, обратно, на Большую землю, – никогда! Порядка 60 тысяч этих самых бочек, разбросанных по Земле Франца-Иосифа (ЗФИ), совсем недавно привели в ужас побывавшего там премьера Владимира Путина. Он затем в Госдуме так и выразился: «Это же ужас какой-то!»

Она как символ

Ужас не ужас, а 60 тысяч пустых и частично опорожненных бочек - это только на ЗФИ, далеко не самой крупной вотчине России в Ледовитом океане. Есть еще 20 тысяч километров побережья Севморпути, с бывшими и действующими портами, базами, поселками, портопунктами, полярными станциями, воинскими частями, аэродромами, ныне сплошь заваленными металлом. И речь здесь уже не только о бочках из-под ГСМ, каковые, несомненно, могут претендовать на символ проблемы. Говорить приходится и о миллионах тонн брошенного в Арктике металла иного свойства. Это отработавшая гусеничная и колесная техника, суда, плашкоуты, катера, дизели, насосы, резервуары, цистерны, прочие емкости, контейнеры и самые разнообразные металлоконструкции, отслужившие срок…

Даже Диксон померк

Мыс Косистый – это на входе в Хатангский залив. Здесь поселок, в лучшие годы – с тысячей населения, в 1988-м – практически брошенный полярный форпост (оставались еще локаторщики ПВО и обслуга резервного аэродрома – всего тридцать душ). Обитали они, честно говоря, в трущобах Вторчермета, какие трудно представить. После Амдермы, Варандея, островных станций Северной Земли и архипелага Норденшельда, какие мне довелось видеть, казалось, пора бы свыкнуться с картинами захламленности, но от панорамы Косистого в памяти даже вселенский развал Диксона несколько померк.

Военные квартировали здесь с 50-х, и первые командиры, видимо, были людьми ответственными и хозяйскими – отработавшую технику стаскивали на длиннющую песчаную косу в южной части поселка. Здесь со временем возник парк со стройными рядами гусеничных вездеходов и тракторов, с такими же шеренгами грузовиков, бензовозов, тягачей и прочего. Музей под открытым небом! Цистерны и контейнеры, те же бочки ГСМ аккуратно складировались чуть поодаль, даже обносились колючей проволокой, будто кто-то в этой тьмутаракани мог бы покуситься на них. Люди верили – со временем металл вывезут. Не вывезли. Машины и трактора 70-х уже бросали там, где заглох двигатель. Помню, на центральной «улице» едва живого поселка, напротив входа в здание аэропорта, монументом высился… экскаватор! Порожние бочки, прогнившие цистерны, резервуары выкатывали либо на берег или недалече в тундру, а дизели, моторы, насосы, компрессоры, котлы так и оставались по месту по-следнего часа работы. Блоки аппаратуры, в том числе радиоэлектронной, служивые хоронили вокруг взлетно-посадочной полосы аэродрома – ее образовались горы.

- И так везде, от Канина и до самой Чукотки, – добавлял масштабности увиденному сопровождавший меня ветеран-полярник.

К слову, в одном из таймырских поселков на енисейском берегу мне показали творения одного умельца из бочек ГСМ (не пустых, а заполненных песком) - склад, сарай и гараж. Надо сказать, его примеру последовали и некоторые другие полярники, но в масштабе даже одного Диксона все это как бы местная экзотика, в масштабе Севморпути – баловство.

Дорого, дорого, дорого

Конечно, проблема вызрела не вчера, и ее пытались решать еще в бытность Союза. Ситуация виделась, на первый взгляд, парадоксальной. Страна нуждается в металле, пункты Вторчермета напряженно питают целые заводы, как, скажем, в Череповце, а миллионы тонн сырья гниют за Полярным кругом. Но это на первый взгляд.

Считали и так и сяк, но получалось одно: вывоз нерентабелен. Во-первых, очень далеко. Во-вторых, слишком короткая навигация, а под ледоколом ходить дорого. Третье – кому и как собирать металл по островам и тундре? Технических средств нет, людей тоже. Четвертое – даже если прибраться вблизи жилья, то как этот «мусор» грузить на вывоз? Крупному судну не подойти - прибрежье на всем протяжении Севморпути мелкое, а плоскодонное суденышко, может быть, и подойдет, но много ли возьмет на борт? Те же бочки из-под ГСМ – объем у них большой, а металла в них – на грош. Опять-таки нерентабельно. Пускать же бочки под обычный пресс – опасно: в опустошенной таре из-под ГСМ, как правило, из содержимого кое-что остается, не ровен час при ударе пресса взрыв!

В конце 80-х вроде бы подошли к решению. Кажется, немцы тогда предложили нам построить пару-тройку специальных судов-утилизаторов арктического класса. Эти крупные плавбазы, по замыслу проектантов, должны были становиться на рейде, а самоходные плашкоуты с их борта (наподобие десант-ных барж) с бригадами резчиков и погрузчиков свозили бы металл с берега. Там же, на плавбазе, специальные мойки, пропарочные камеры и прессы – для бочек ГСМ. Технология безопасная, производительность фантастическая!

За немецкую идею ухватились. Сам тому свидетель, как в 1990-м в Дудинке полномочный представитель Таймырского округа воодушевленно готовился предоставить Съезду Советов пакет документов о большой приборке в Арктике. Но страну уже трясло, съезд тот, как помнится, все говорил, говорил и в конце концов заболтал всё и вся, не то что проблему миллиона пустых бочек из-под ГСМ.

***

Неправда, что Советская страна денег не считала. Еще как считала! Бюджетная сумма на капитальную утилизационную зачистку Арктики выкатывалась такая, что иным было боязно ее называть. Но проблему государство все же пыталось решить. Однако то государство с энтузиазмом развалили, Русскую Арктику забросили - и.о. премьера Гайдару Е.Т. Севморпуть показался «экономически нецелесообразным». Проблему освоения заполярных территорий, шельфа, их ресурсов, как и другие-прочие, оставили на потом. К этому самому «потом» вернулись через 20 лет – не от большого ума, а потому что жизнь заставила.

Только вот откуда теперь взять деньги?! Государство живет с дефицитом бюджета. Так называемый частный капитал? Да, многие не прочь напрямую присосаться к арктическим скважинам, но вбухивать миллиарды в утилизацию здешнего металла, к тому же с отдачей через десятки лет, – это не их формат, да и экология Русского Севера им глубоко фиолетова. Премьер наш при созерцании несметных залежей металлической бочкотары на Земле Франца-Иосифа, конечно же, дал волю эмоциям, как, нет сомнений, сделал бы на его месте любой нормальный человек. Но вопрос, как избавить нашу Арктику от этого «ужаса», так и остался без ответа.

Заместитель главного редактора Олег ХИМАНЫЧ, Севморпуть

Тел. 50-80-12



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Постскриптум   «Курск» на сцене молодежного театра  |  Командиру К-3  |  И мосты в праздники гуляют  |  Злая вода  |  Танкеры… ЧП… Утечка…  |
Наше дело   Деньги на бочку  |
Регион   Если бы не тюлень  |  У всех на устах  |  Приглашение из Кремля  |  Первая поставка – 14 тысяч кубометров  |  «Булава» - контроль до гайки  |  В несколько строк  |  Поклон земляков адмиралу   |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2010
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com