Вечерний Северодвинск
Номер от 28 октября 2010 г.

Первая перчатка против первой скрипки
Высокое искусство или шоу – спортивное или эстрадное, «Севильский цирюльник» или шлягер?

 Вполне актуальная и у нас история. Фото Владимира Ларионова
Вполне актуальная и у нас история. Фото Владимира Ларионова

Служение музам или зарабатывание денег? Эти противопоставления – ключевые для спектакля «Золотой мальчик», премьера которого прошла на сцене Северодвинского театра в минувшие выходные.

Поставил «Золотого мальчика» молодой режиссер Роман Колосов. Однако, по словам актеров, львиная доля заслуги в том, что спектакль увидел свет рампы, принадлежит режиссеру Михаилу Апарцеву, сейчас завершающему постановку «Энергичных людей» по произведениям Василия Шукшина. Михаил Евгеньевич несколькими репетициями доработал остававшийся «сыроватым» сценический материал. Кстати, по иронии судьбы Михаил Апарцев уже ставил «Золотого мальчика» в нашем театре – в далекие 70-е годы, и, судя по сохранившимся рецензиям и по воспоминаниям старожилов, это была интересная страница в творческой летописи Северо-двинска.

В итоге перед зрителями предстает рассказанная американцем Клиффордом Одетсом еще в 1937 году, но вполне актуальная и у нас история подающего надежды молодого скрипача Джо Бонапарте, который, видя нищенскую жизнь большинства людей искусства, выбирает путь, сулящий деньги и популярность, - профессиональный бокс. Врожденная пластичность, быстрота и аналитический ум позволяют ему добиться первых успехов, в азартном желании продвинуться выше он перестает беречь свои хрупкие руки музыканта и на тренировках ставит разящий удар. В итоге он побеждает в бою, открывающем действительно блестящие перспективы, - но удар его оказывается смертельным для соперника. Переоценка своей жизни, раскаяние оказываются запоздалыми. Погибшего не воскресить, к прежней жизни музыканта не вернуться – пальцы уже выбиты, к тому же в его «раскрутку» вложил деньги известный мафиози… Чем же завершится кризис?..

Если воспользоваться боксерским сленгом, «боем года» эта постановка, кажется, не станет. Возникает ощущение, что некоторые важные психологические моменты проговариваются скороговоркой, а общей динамичности развитию драмы при этом недостает… Тем не менее многие зрители искренне сопереживали героям любовного треугольника Джо – Лорна – Том в исполнении Виталия Стеблецова, Анны Венгерович и Вадима Мизина, отцу героя (заслуженный артист России Сергей Варнашов). И задумались над актуальной и в 1937-м, и в 2010-м году проблемой: искусство или шоу?..

Станислав ЗЕЛЯНИН