Вечерний Северодвинск
Номер от 14 октября 2010 г.

За тыщи верст к теще на блины
Путешествие из Северодвинска до Новокузнецка и обратно

 Ну чем не пепелац из фильма «Кин-дза-дза»? А символика-то какая! И это на границе сухопутных Вологодской и Костромской областей!
Ну чем не пепелац из фильма «Кин-дза-дза»? А символика-то какая! И это на границе сухопутных Вологодской и Костромской областей!

Если расстояние от Северодвинска до Новокузнецка считать тупо линейкой на карте, получится 2842 километра. Чтобы добраться из пункта С. в пункт Н. на автомобиле, нужно проехать три республики, десять областей – без малого пять тысяч километров. Ну и обратно, разумеется. Но чего не сделаешь, чтобы лично поздравить любимую тещу с юбилеем.

CОСТАВЛЯЛ маршрут не день и не два. Спасибо Интернету, нашлись автолюбители, которые дали дельные советы и поделились своими впечатлениями о дорогах в нужном нам с женой направлении.

Удивили бомж и гаишник

Единственный город, в котором мы притормозили, чтобы осмотреться и прогуляться, оказался Великий Устюг.

Я всегда удивлялся, почему так часто и с большой охотой северодвинцы называют свой город провинциальным. В моем понимании, закрепленном русской литературой школьной программы, это определение никак не подходит молодому промышленному и еще совсем недавно такому амбициозному Северодвинску.

Вот родина Деда Мороза - стопроцентный провинциальный городок с кучей кошек на улицах, которые вяло реагируют на автомобили и совершенно не замечают пешеходов, с поленницами во дворах в самом центре города, какой-то декорационной кукольностью старых построек и особенным неспешным ритмом. Самые сильные впечатления жены – живописного вида бомж, обсуждающий по мобильнику преимущества «Самсунга» и одновременно собирающий пустую стеклотару, какие-то отмороженные (Дед Мороз постарался?) цены в гостиницах и напевная женская речь: не говорят – поют!

Я офигел от цены на свое любимое пиво (раза в два дороже, чем у нас в городе) и от местного гаишника, который, вместо того чтобы устроить приезжим чистку мозгов, вежливо у нас поинтересовался: «Заблудились? Помощь нужна?»

А еще Великий Устюг запомнится нам как город без указателей. Спасибо навигатору, хоть и партизанскими тропами, но вывел на трассу.

Далее все города, особенно большие, мы по возможности старательно объезжали, иногда с помощью навигатора, атласа автомобильных дорог, а то и просто доверившись интуиции, поскольку указателей на наших дорогах явно маловато. Кстати, на Урале вся эта дорожная неразбериха кого-то даже кормит. Есть, например, такая услуга: «Вывезу из Челябинска за 399 рублей.»

Костромская колея

На границе с Костромской областью не смогли проехать мимо будки, установленной на одной из автобусных остановок. Помните фильм Гайдая «Кин-дза-дза»? Так вот, свои знаменитые пепелацы режиссер наверняка срисовал именно с этих будок. Кстати, за все время, что мы ехали по Костромской области, нам не встретился ни один пригородный автобус. Зато жена открыла для себя новый дорожный термин: колейность. А я приобрел навыки фигурного вождения, объезжая, с учетом этой самой колейности, валявшиеся тут и там горбыли, очевидно, падавшие с какого-то грузовика на каждой дорожной кочке. Даже сказку вспомнил про находчивого мальчугана, который, чтобы не заблудиться, бросал на дорогу хлебные крошки.

Совет для тех, кто свято верит что «Россия поднимается с колен»: чтобы не утратить эту веру, в Костромскую область лучше не заезжать. Заброшенные поля, кое-где на них уже деревца успели вырасти, и брошенные деревни с превратившимися в руины недостроенными коровниками и кладбищами сельскохозяйственного металлолома. Не один-два рассыпавшихся дома, оставшиеся без хозяев, а целые населенные пункты-мертвецы, которые, несмотря на соседство с дорогой, даже дачникам не интересны. И иначе как насмешкой не назовешь большой плакатище у дороги про миллиарды, выделенные на развитие АПК этого региона.

Совсем другая картина в Курганской, Омской и Новосибирской областях. Врать не буду, деревень вдоль трассы там нет вовсе, поэтому количество заколоченных или развалившихся домов мне неизвестно. Зато поля вокруг живые! И комбайны работают во множестве!

 Очень жаль, что такие красивые храмы потихоньку разрушаются. Еще немного - и от них останется только груда сгнивших бревен. Этот снят в Виноградовском районе Архангельской области
Очень жаль, что такие красивые храмы потихоньку разрушаются. Еще немного - и от них останется только груда сгнивших бревен. Этот снят в Виноградовском районе Архангельской области

Где дороги хуже наших

Есть такая автомобильная примета: изменилась дорога – поменялся регион. В Кировской области очень даже неплохая трасса «Вятка». Однако на собственном опыте могу добавить: кончилась дорога – въезжаешь в город. Северодвинцы, я нашел место, где дороги хуже, чем у нас, – в Яранске. Их там вообще нет! Зато на любой самой крохотной хибарке красуется табличка с номером дома и названием улицы – нынешним и бывшим, если таковая была переименована.

Там же мы нашли гостиницу, о которой читали в Интернете. Снаружи – длинный одноэтажный домик, внутри настоящий купейный вагон, неизвестно как здесь оказавшийся. Все удовольствие около тысячи рублей – средняя цена за двухместный (реже трехместный) номер в придорожных мотелях.

Родина комаров

Придорожный сервис все еще ненавязчив, а местами и вовсе отсутствует. Выехав утром из уральского города Сим, я с небольшими перерывами провел за рулем 21 час. И не потому, что я такой супергерой, просто мы элементарно не могли найти место для ночевки. В машине спать уже не сезон – заморозки были до минус 7, а в тех редких гостиницах, которые удавалось рассмотреть в темноте, за многочисленными фурами, не было мест. И только утром на въезде в Омск удалось остановиться в уютном мотеле. Причем мы были там единственными постояльцами! Оказалось, что эту придорожную гостиницу с кафе омичи облюбовали для отдыха. Приезжают на ночь парами или компаниями, а утром – по домам. И, судя по всему, подобная практика распространяется на все гостиницы, расположенные на выезде из городов.

И если Великий Устюг – родина Деда Мороза, то Омск – родина комаров! Такое количество и разнообразие наглых и кусачих насекомых я больше нигде не встречал!

А строительство мотелей и кафешек идет вовсю. Особенно это заметно в Челябинской области. И совсем скоро тетки с термосами и тележками, туда-сюда снующие по обочине, потеряют клиентов.

Да и дороги повсеместно в порядок приводят. Причем на трассе Омск - Тюмень даже в середине сентября работа шла круглосуточно.

Пирожное для дальнобойщика

Вопрос, где остановиться перекусить, мы решили для себя просто – там, где много дальнобойщиков. Уж они-то знают, где недорого и вкусно. Наш отъезд из Северодвинска совпал со взлетом цен на гречку. Так вот, в придорожных пунктах питания гарнир из этой «деликатесной» крупы стоил, как и макароны, 12-13 рублей.

А моя жена открыла самую главную тайну дальнобойщиков. Эти брутальные мэны в большинстве своем оказались сладкоежками. И наибольшим спросом у них пользовались кафе с хорошим выбором тортов и пирожных.

Сам пробовал и всем советую: обязательно отведайте в придорожных кафе блюда татарской и башкирской кухни – не пожалеете.

Геннадий АЛЕКСАНДРОВ

Фото Геннадия Александрова

(Окончание в следующем номере)