Вечерний Северодвинск
Номер от 7 октября 2010 г.

Последний звонок для учителя
Через три месяца школы города ждет сокращение

 Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

День учителя в этом году – праздник непростой. Через три месяца школы Северодвинска вступят в эпоху подушевого финансирования. Многим учителям, педагогам дополнительного образования, работникам технических служб школ перемены не сулят ничего хорошего. Потому и разговор с начальником управления образования администрации города Сергеем Попой праздничным никак получиться не мог

Несчастливый номер 37

- Школа надомного обучения №37 ликвидирована. Как складывается судьба тех ребят, которые не могут учиться в обычных классах? О среднем образовании они теперь могут забыть?

- Ликвидация школы №37 была неизбежна. Проект школы надомного образования был экспериментальным. Положение по таким школам было замечательным, в нем было прописано открытие новых ставок для психологов, социальных работников. Но положение так и не было принято правительством, поэтому школа №37 могла быть только общеобразовательной. А в связи с изменениями в законе об образовании методика расчета заработной платы школьного учителя исходит из конкретной единицы – ученика. О какой наполняемости классов могла идти речь в школе №37?

Тем более что из общего числа северодвинских школьников, имеющих медицинские показания к индивидуальному обучению, в этой школе училась только четверть. Остальные получали среднее образование на общих условиях.

Также хочу сказать, что после ликвидации школы и распределения ее учеников по другим, возможность индивидуального обучения у ребят остается. Такой вид работы учителя предусмотрен законом, и за него положен дополнительный коэффициент к зарплате. Поэтому говорить о том, что дети лишены возможности получать образование, нельзя.

Директорская чистка

- За последние полгода в городе произошли серьезные перестановки в рядах директоров школ. Это «чистка рядов» по удалению несогласных с новыми условиями работы?

- Действительно, кто-то из директоров школ решил уйти на пенсию, кто-то уволился в связи с переездом, кого-то уволили по инициативе управления образования. Во многом это связано с тем, что далеко не все руководители готовы к переменам и новому уровню ответственности. Но никакого плана по уничтожению директорского корпуса у меня нет, как нет и списка «особых» людей, которые должны занять руководящие должности на льготных условиях.

Попытки навязать кандидатуры есть, но мы принимаем в первую очередь разумные решения. И мое отношение к человеку тоже никакой роли не играет. Выбор директора не бывает случайным.

К примеру, на замену директору школы №3 Валерию Гомзякову, уволенному по нашей инициативе, мы назначили учителя из школы №8 Марину Климову. Почему уволили и почему назначили на должность директора учителя? Уволили в связи с тем, что состояние дел в школе №3 было не самым лучшим, хотя с бывшим ее директором я знаком давно и всегда был в хороших отношениях. А у «простого учителя» из школы №8 на самом деле солидный опыт административной работы, пусть и за пределами города. И результаты этой перестановки уже есть, и они подтверждают правильность решения.

Почему вместо ушедшей на пенсию директора школы №10 Валентины Лебедевой назначили бывшего военного, капитана II ранга в отставке Виктора Мигаля? Потому что это кадетская школа. Логично, что руководство школой доверено бывшему военному, тем более имеющему педагогическое образование и опыт воспитательной работы. И тоже могу утверждать, что справляется он со своими задачами достойно.

Убежден, что будут еще директора, с которыми управлению придется расстаться. Не все смогут и захотят перестроиться, сменить привычный уклад работы. Ведь переход к полному хозяйственному заведованию школой – дело опасное. В случае ошибки теперь одним выговором не отделаешься, может и прокуратура заинтересоваться, а ответственность, повторю, полностью на директоре.

Карточная система

- Как можно оценить первые результаты перехода на карточную систему оплаты школьного питания? На сегодняшний день проблемы с очередями в школьных столовых она не решила.

- На этот вопрос отвечу, что мы точно знаем, куда движемся и какие цели ставим. Задача управления образования – обеспечить здоровое питание как можно большего числа школьников. Задача комбината школьного питания как отдельного предприятия, хотя и в составе управления, – прибыль. Пока оплата обедов в столовой при помощи карточек действует только в лицее №17. И только за месяц выручка выросла на 60 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это значит, что ученики потратили родительские деньги, выданные на обеды, именно на обеды, а не на чипсы в киоске.

Да, пока вопрос с очередями не решен, и нехватка терминалов для пополнения баланса на карточке тоже имеет место. Но это временные явления. Процесс идет, и идет в нужном направлении. Систему питания будем совершенствовать.

Оптимизация – мать порядка

- Сокращения не избежать. Кому готовиться к увольнению в первую очередь?

- Управление образование ни в коем случае не призывает директоров, в чьем ведении с 1 января будет штатное расписание, увольнять своих работников. И сами директора школ тоже заинтересованы в сохранении ценных кадров.

Со своей стороны мы постарались облегчить переход на новую систему оплаты труда, применив в том числе и непопулярные меры – реорганизацию школ №4, №5, №33 и №38, а также ликвидацию школы №37. Теперь черед руководителей провести оптимизацию в своих коллективах, и в этом вопросе мы не можем влиять на их решения. Каждый исходит из объективной необходимости и поставленных условий. А они таковы, что 31 процент фонда оплаты труда должен быть направлен на административный и хозяйственный сектор, 69 процентов – на основных работников. Повторю уже ставшую крылатой фразу: если директор не может обойтись без шести замов, обойдемся без одного директора.

Необходимо использовать каждую возможность для оптимизации обязанностей работника – совмещать должности и функции. Каждый работник должен быть максимально эффективен. Иначе неэффективным будет уже управление школой, а за это директора будут нести полную ответственность.

Опыт работы школ по новой системе оплаты в России наработан достаточный. Нужно его перенимать.

Получите, распишитесь

- Нам известно, что сейчас педагогов в некоторых школах обязывают расписаться в согласии на переход на половину ставки или даже на возможное увольнение. Не слишком спешат директора?

- Убежден, что 1 января – не лучший момент для радикальных кадровых решений. Не стоит лишать класс учителя, а секцию или студию - руководителя в середине учебного года. В первую очередь необходимо учитывать интересы детей.

В остальном же все отношения между руководством и работниками должны проходить в рамках Трудового законодательства – с предварительным уведомлением о грядущих изменениях и остальными обязательными процедурами.

Минус кабинет

- В соответствии с новыми требованиями каждая школа должна обзавестись отдельными медицинскими и процедурными кабинетами. Некоторым школам пришлось пожертвовать классными кабинетами для этой цели. Не скажется ли это на возможности набора учеников?

- Выбора у школ не было – без наличия этих кабинетов они просто не могли бы продолжать работу. Сегодня эти кабинеты оборудованы во всех школах Северодвинска. Вопрос с организацией стоматологических кабинетов решается. Конечно, пришлось жертвовать помещениями, но ни одна школа не сократила набор учеников, а многие, наоборот, подняли планку.

Беседовал Ильдар ХАБИБУЛЛИН