Вечерний Северодвинск
Номер от 9 сентября 2010 г. Как жить, как служить?
|
|||
Закон «О полиции»: за и против
Давно пора!Те же, кого закон коснется непосредственно, уверены, что новый свод правил был необходим давно. - Старый закон о милиции был принят еще в 1991 году, - рассказал нам начальник штаба УВД Александр Корелин, - и с тех пор в него потихонечку вносились всевозможные поправки, дополнения, что-то удалялось. Делалось это так часто, что сейчас, пожалуй, главный ведомственный документ, скорее, состоит из поправок. Наверное, из-за этого и было принято решение не переписывать его в очередной раз, а создать нечто новое. Конечно, закон «О полиции» в своем существующем виде полным назвать нельзя, но ведь и работа над ним не прекращается. При этом правительство прислушивается к мнению и правовых организаций, и наши предложения рассматривает. Кстати, совсем недавно и наше УВД отправило в область ряд своих предложений. Какие именно? Ну, расскажу о том, что к себе ближе. Например, в новом законе не уточнен срок, в течение которого медицинское учреждение обязано передавать нам данные о пациенте, получившем от третьих лиц повреждения средней или тяжелой степени. А оперативность получения этой информации может являться даже жизненно важной.А по почкам можно бить?Геннадий Шутиков, адвокат Поморской коллегии адвокатов: В готовящемся законопроекте, по моему мнению, есть и положительные, и отрицательные моменты, но в целом понятно, что он еще сырой и подлежит очень серьезной доработке. Перво-наперво отмечу тот факт, что закон «О полиции» обсуждается не только депутатами, но всеми гражданами России. Развитие отношений в обществе предопределяет и развитие нормативно-правовой базы государства. Иначе нельзя. Законодатель пытается конкретизировать права и обязанности милиции, за¬крепить их в одном акте. Сейчас это регулируется огромным количеством нормативных документов, а это создает трудности и милиции, и населению. Положительно скажутся ужесточенные требования для поступающих на службу в полицию и увеличенный список оснований для увольнения. Правильно, что предусмотрено стимулирование повышения правовой грамотности сотрудников полиции. Вас и другие СМИ порадует новшество об обязанности полиции, а не праве, как сейчас, информировать о результатах своей деятельности. Но существуют и не столь радостные статьи закона. Например, часть вторая 32-й статьи законопроекта звучит так: «Требования сотрудника полиции, обращенные к гражданам и должностным лицам, и предпринимаемые им действия считаются законными до тех пор, пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное». Формулировка в существующем виде способна покрыть любой произвол сотрудника. Или: «На сотрудника полиции не распространяются отдельные обязанности, ограничения и запреты, предусмотренные статьями 27, 29 и 30 закона, когда такие обязанности, ограничения и запреты препятствуют выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких обязанностей, ограничений и запретов, а также определение сотрудников полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел» (пункт 5 ст. 35). Значит, министр внутренних дел может своим приказом отменять нормы, установленные законодателем? Получается, чисто теоретически, он может отменить такую обязанность сотрудника полиции, как «соблюдение при выполнении служебных обязанностей прав и законных интересов граждан, общественных объединений и организаций» (п. 4 ст. 27 законопроекта). А как вам такая лазейка? Пункт 1 статьи 22 запрещает сотруднику наносить удары резиновой палкой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место. А в область почек можно бить смело, не боясь последствий?Пересядьте в автобусы, наденьте форму!Алексей Новиков, депутат Горсовета, бывший работник УВД Северодвинска: - Плюсов в проекте закона «О полиции» я не заметил. Одна только смена названия – это уже большие затраты для государства. Улучшать работу, вносить позитивные изменения и достичь при этом положительных результатов дешевле и проще в уже действующей структуре. А смена вывески, на мой взгляд, делу не поможет. Все зависит от конкретных руководителей и поставленных задач. Нет изменений в главном: что в милиции, что в полиции остается «палочная» система, которая все губит. Выполнение плановых процентных показателей не дает нормально работать по профилактике правонарушений и предупреждению преступлений. Но если раньше эта работа успешно велась, то и сейчас ее можно проводить. А профилактики как таковой сегодня практически нет и, судя по новому закону, не будет. Приведу простой пример: с улиц города практически исчезли милиционеры в форме. Когда последний раз мы видели сотрудника УВД в автобусе? Они все в основном в штатском и практически все за рулем автомобилей. Обратите внимание на парковку у здания УВД – полна машин! Я года два назад был в УВД на совещании, посвященном росту преступности. И еще тогда говорил руководству: снимите милиционеров с машин, оденьте в форму, горожане сразу заметят, что в городе есть милиция, - вот вам и профилактика.Государство хочет «кинуть» сокращенныхСотрудник УВД Северодвинска, пожелавший остаться неизвестным: - Больших отличий, как, кстати, и плюсов, в проекте нового закона я не нашел, в основном он повторяет закон «О милиции» 1991 года. Сохраняется все та же жесткая вертикаль (никаких выборных должностей, все назначаются по строгой иерархии), все те же принципы построения системы (чиновников в погонах и кабинетных работников меньше не станет) и все те же объемы писанины и отчетности. Правда, есть и новшества. Например, в законе «О милиции» не было такого понятия, как критерий оценки. Сейчас он появился в статье, где говорится про открытость и про то, что мнение граждан (путем мониторингов и опросов) будет одним из главных критериев оценки всей нашей работы. Перечитал весь закон и больше не нашел ничего о том, кто еще конкретно, как и по каким четким параметрам будет нас оценивать. А дождаться положительной оценки от граждан в стране, где 30 процентов населения судимые, а чуть ли не половина злоупотребляют спиртным, – это из области фантастики. Протокол, штраф, любое другое наказание, которое заслуженно понес гражданин или кто-то из его родных или друзей, не делает милиционера и не сделает полицейского лучшим другом. Как оценит работу дорожного полицейского человек, которого за серьезное нарушение лишили прав? Отец семейства, устроивший дома дебош и попавший на штраф или 15 суток? И что нам теперь делать? Не обижать, не наказывать, а только пальчиком грозить? И кто будет учитывать мнение граждан, опрашивать их? Кто будет доказывать, что мы не зря хлеб едим? Еще одна кабинетная надстройка? Не думаю, что новый закон что-то поменяет, кроме названия и, может быть, формы. Хотя у нас ходят разговоры, что таким образом государство хочет сэкономить, а точнее, «кинуть», чтобы не платить сокращенным сотрудникам, а их, говорят, будет не менее 20 процентов. Мы все до единого напишем заявления об уходе из рядов милиции, а в полицию примут не всех. Зато правительству не надо будет заморачиваться с пособиями, выплатами и другими социальными гарантиями, которые полагаются по закону при сокращении. |
|||