Вечерний Северодвинск
Номер от 8 июля 2010 г.

Стол на пятьсот человек
«Город был деревянным, город был молодым. Над болотом туманным плыл из труб его дым». Эти поэтические строки первостроителя Василия Шелыгина очень четко передают облик нашего города, построенного за четыре предвоенных года.

На 1 января 1940 года число его жителей перевалило за 24 тысячи. Но сороковой год памятен и тем, что с того времени началось каменное строительство, на смену привычному дереву стал приходить кирпич.

В середине года заложили фундаменты двух школ и трех 60-квартирных жилых домов. В июле горожане начали мыться в новой роскошной по тому времени бане на улице Лесной. Месяцем раньше заселился первый жилой каменный дом по адресу: улица Полярная, 17. Но все же продолжалось строительство и деревянных домов. Тогда же вошла в строй и новая столовая на Беломорском проспекте, предназначенная для питания работников Строительства №203. В двух ее обеденных залах могли одновременно сесть за столы более пятисот человек. Полностью построенное из дерева здание отличалось и весьма своеобразной архитектурой. Проектировщики предусмотрели деревянную колоннаду, полукруглое крыльцо. Большие окна придавали ему строгие и в то же время радующие глаз очертания.

Привлекательным был и интерьер: стены, отделанные под красное дерево, красивые люстры, зеркала. Столовая отличалась простором. В ней был большой вестибюль с газетным киоском, парикмахерской. Первым ее директором довелось быть Леониду Исааковичу Эдельману, будущему директору первого в городе ресторана.

- В столовую пускали по пропускам, - вспоминает почетный гражданин города Лидия Черняева. – Причем питание было по сменам. Запомнилось, например, что мы, работники библиотеки Стройки, ходили на обед в третью смену. А кормили там разнообразно, вкусно. В большом меню значились даже такие деликатесы, как блины с паюсной икрой.

Я же впервые оказался в этой столовой летом 1943 года. Произошло это, можно сказать, случайно. У Толи Медведского, живущего на улице Пионерской, но водившего дружбу с ребятами с нашей улицы Профсоюзной, оказались два талона на обед. Он и предложил составить ему компанию. Никаких разносолов в то время там уже, разумеется, не подавали. Обед по военному времени был самым обычным, но все великолепие здания сохранилось полностью.

Несколько послевоенных лет знаменитая первая столовая еще сохраняла бывший лоск. В середине 50-х годов там существовал вечерний ресторан. Потом постепенно все пришло в упадок. Сначала закрыли большой обеденный зал, потом и малый. В конце прошлого века здание было признано аварийным. Его остатки я еще раз увидел весной 1998 года. К руинам подбирались бульдозеры. От внутреннего убранства уже давно ничего не осталось. Разобранные стены увозили на строительство дач, на дрова.

Александр БУРЛОВ