Вечерний Северодвинск
Номер от 24 июня 2010 г.

Курс молодого юнги
Журналист «Вечерки» готовится к Соловецкой регате

[papers/vs/2010/06/24/80861/1.jpg не найден!]

ПРОЧЕМ, все началось двумя неделями раньше, когда мне предложили отправиться в командировку на Соловецкие острова освещать XXVI Соловецкую регату. Гонка год от года становится все популярнее, а ее программа на этот раз обещает быть особенно интересной.

В этом году регата приурочена не только к 65-летию Победы, но и 20-летию образования МЧС России. Благодаря этому факту под Соловками появятся еще и участники регаты «От Балтийского моря до Белого моря», проводимой этим министерством. Кроме того, планируются соревнования между юными спасателями из молодежной организации «THW» (г. Хойя, Германия) и нашими молодыми яхтсменами. Поэтому пропустить событие никак не хотелось, да и на Соловецких островах, если честно, пока бывать не доводилось.

Туда-обратно можно добраться двумя способами: простым и тем, что выбрал я. Первый подразумевает переезд на поезде и небольшую прогулку на пароме. Другой же манил тридцатичасовым (это если напрямик, без остановок) переходом на яхте. Без всяких поездов, от причала яхт-клуба «Север».

А красить я умею!

Но членом экипажа надо еще стать, просто так это звание получить сложно. «Готовься к тому, что придется попахать», - предупредил меня человек, давший мне телефон капитана яхты «Агиней» Виктора Кузнецова. Спустя час после первого общения с моим новым «морским» начальником, я уже подходил к яхте.

На самом деле мне просто повезло. Прежде всего потому, что в этом году палубный штат Виктора Ивановича оказался не укомплектован. Работа, семья и прочие бытовые проблемы членов экипажа заставили яхтсмена согласиться на такую обузу, как я. Да и Василий Рашев, молвивший за меня слово, в прошлом ходил под командованием Кузнецова, заслужил определенный авторитет, что, видимо, также сказалось.

И вот я стою с глупым видом на корме «Агинея». Настолько у меня это хорошо получалось, что один из первых заданных мне вопросов был: «Красить умеешь?» Заборы малевать мне приходилось, о чем я незамедлительно и отрапортовал. Вскоре, вооруженный кисточкой и баночкой белой краски, я уже с довольным видом (еще бы, хоть для чего-то пригодился!) приступил к работе.

Подробно описывать все работы не буду. Скажу лишь, что основная их масса была выполнена намного раньше моего появления (на борту, разумеется). Поэтому мои потуги наиболее точно обозначит слово «доводка»: тут помазать, здесь прикрутить, мусор вынести, паруса принести.

В тот день я совершил свой первый отход от причала. Экипажем мы переставили яхту. Я же в этом деле взял на себя ответственную обязанность поднятия якоря.

Пошли на крен

И вот на 19 июня назначен первый серьезный выход. Изначально наш маршрут лежал до дельты Северной Двины близ Архангельска, где в этот день проводилась стомильная гонка.

С курьезами на воде удалось познакомиться буквально в двадцати метрах от причала. Ровный ход нарушил легкий толчок, скорость исчезла. «Мель», - констатировал капитан. Как оказалось, это не такая уж и беда. И двумя футштоками (длинные шесты) мы довольно-таки быстро вернули яхту на глубину.

Жалко, что в субботний день над водой сохранялся почти полный штиль. Идти под мотором Виктор Иванович не пожелал (чему же мы тогда научимся?), поэтому до места соревнований добираться мы не стали. Ночевать решили в речке Чернокама.

Все самое интересное началось на следующий день. Ветер хороший, скорость достигала шести узлов (около 11 километров в час), только успевай уворачиваться от грота. С таким темпами быстро вернулись обратно. Все это время я на носу судна правлю стаксель (передний парус), ставлю его бабочкой, словом, уже малоопытный юнга. Естественно, всем процессом руководит капитан, но при этом и я уже понимаю его команды.

На такой скорости мы быстро вернулись к Поперечке (протока, ведущая к Никольскому устью). Место довольно-таки мелкое, проходить его лучше по полной воде. Мы же к нему подошли немного раньше, прилив должен был начаться лишь через два часа.

Но Виктор Иванович решил пробиваться сразу же. Следом прозвучал приказ поднять оба паруса, а экипажу встать на левый борт. Под галфвиндом (боковой ветер) яхта наклонилась почти под 90 градусов, край палубы, на который делался крен, оказался в воде. Для меня, человека, не знающего «стойкость» яхты, это было настоящее испытание страхом. Бешеная скорость, брызги в лицо, ты вроде бы стоишь на палубе, однако почти лежишь на воде. Ощущение, знаете ли, экстремальное. Тут хочется пояснить, что подобный крен поднимает киль яхты, благодаря чему уменьшается осадка судна.

На мель мы все-таки сели. Пока слезали с нее, начался прилив, поэтому остаток пути прошли без проблем. Но этот крен я не забуду никогда.

До начала Соловецкий регаты осталось три недели.

Плавал Павел РАШЕВ