Вечерний Северодвинск
Номер от 20 мая 2010 г.

Бдительность превыше всего!
Наш собкор продолжает рассказ о поездке в Штаты

Автоматчики внимательно приглядывают за теми, кто «фоткается на память» у Капитолия, а все общественно значимые места в Америке взяты под охрану. Фото Алексея Гундорова
Автоматчики внимательно приглядывают за теми, кто «фоткается на память» у Капитолия, а все общественно значимые места в Америке взяты под охрану. Фото Алексея Гундорова

Известно, Америка - страна иммигрантов, едут они сюда со всех концов света. Очень сильно прибавила за последние два десятка лет колония переселенцев из России. Причины переезда у всех разные, но многие наши люди на излете советской власти бежали от опостылевшего общественного строя, бардака, неустроенности и полной неясности, что будет дальше.

По крайней мере, по этой причине махнул за океан один из наших одесских родственников Эдуард Мороз. Переехав в США, создал там страховую фирму, поставил ее на ноги, обустроился, предложил перебраться на ПМЖ матери и брату Виктору с женой Татьяной.

Зуб на Обаму

Окончив АГТУ, туда же направил стопы племянник Миша. Он в Нью-Йорк прибыл гол как сокол. Жил с родителями, искал работу, перепробовал многое. Почти месяц, словно часовой на посту, стоял в супермаркете на втором этаже, отвечая покупателям, которым было лень подниматься, есть ли там нужный товар. Перебивался случайными заработками еще некоторое время, пока не понял - пора кончать валять дурака, надо получать серьезную профессию.

Переучился на программиста. Спрос на них в ту пору был большой, поэтому работу нашел быстро. И дела пошли в гору. Вскоре купил машину, квартиру, женился.

Подрезал перспективы нынешний кризис: пришлось менять фирму, годовой доход, хоть и не сильно, но упал, а надо выплачивать кредит за особнячок на берегу Гудзона. Тревожится и семья Морозов, которая тоже приобрела свой дом в кредит. Таня, равнодушная в принципе к большой политике, неожиданно стала крутой республиканкой и имеет «большой зуб» на Барака Обаму, который при поддержке сенаторов-демократов провел закон о реформе здравоохранения. Для россиян это малозначимое событие, а для американского общества – настоящая социальная революция. Принятый закон расширил возможности получения медицинской страховки, теперь ее могут иметь дополнительно еще 30 с лишним миллионов граждан, прежде всего малоимущих. Реализация законопроекта обойдется налогоплательщикам в 940 миллиардов долларов.

Деньги, как известно, на дороге не валяются, их надо изыскать, поэтому правительство намерено увеличить социальные выплаты для наиболее обеспеченных американцев, а также поднять сборы с фармацевтической промышленности и производителей медицинского оборудования. Татьяна как раз в этой сфере работает. Поэтому для нее однозначно: демократы «сошли с ума и тянут страну в пропасть».

Республиканцы Барака Обаму иначе как социалистом не зовут – это слово до сих пор носит в Америке ругательный характер. Кстати, в немалой степени благодаря выходцам из бывшего СССР, которые продолжают на радио, по телевидению и в газетах делится воспоминаниями о «кошмарной жизни при советской тирании». Один из них, с кем довелось общаться, мечтает побывать в России, но до сих пор убежден, что «чекисты его схватят уже в аэропорту и упекут куда надо».

Сосед, ты не прав!

Больше, чем кризис, страшат американцев террористы. Взрыв небоскребов Международного торгового центра 11 сентября 2001 года до сих пор держит страну в напряжении. Пошли на знаменитый мюзикл «Призрак оперы». Дивные декорации, незабываемая музыка, великолепные голоса актеров – и за все это ни одного букета из зала. Оказывается, запрещено подносить цветы в связи с возможностью теракта.

По этой же причине закрыты для массовых посещений туристами Белый дом и Капитолий, фондовая биржа, в музеях, как в аэропорту, обязательный проход через рамку, дальше в вестибюле непременный полицейский с собакой, натасканной на взрывчатку. С одной стороны, такие меры вызывают раздражение, с другой – факт налицо: ни одного теракта с тех пор не допущено.

2 мая по всем российским телеканалам прошла информация о том, что на Тайм-сквер Нью-Йорка обнаружено и обезврежено взрывное устройство, заложенное в автомобиль. Героем называют Дьюана Джексона - 58-летнего уличного торговца, проявившего бдительность. Он заметил неправильно припаркованную автомашину с ключом в замке зажигания, обратился к полицейскому, что и предотвратило трагедию.

Надо сказать, что это в стиле американцев – они не считают зазорным «капнуть» даже на соседа, если он себя ведет «неправильно». Пару лет назад приключилось в Нью-Йорке засушливое лето. Мэр обратился к горожанам с просьбой экономить воду и поливать свои участки через день: по четным числам жители одной стороны улицы, по нечетным – другой. Но кое-кто пытался отступить от договоренностей - нарушителей соседи тут же сдавали властям. Виктор добавил:

- Любой нью-йоркец, если увидит на дороге петляющую машину, сообщит полицейскому, чтобы ее проверили, не пьян ли водитель.

В принципе, с государством у американцев сложились вполне прагматичные отношения. Хотя и бурчат, что налоги растут слишком быстро, но платят их исправно. В свою очередь фискальные органы готовы вернуть некоторые суммы, если есть доказательства, что они затрачены на общественные нужды.

Шопинг со скидкой

За пару дней до отъезда наши женщины по вечерам стали пропадать. Только Таня вернется с работы, не ужиная, прыгают в машину и уезжают. Возвращаются поздно, довольные, с ворохом пакетов. Оказалось, ездят по магазинам. В субботу отправился с ними на шопинг (как они между собой зовут эти походы).

Торговый комплекс схож с сельмагом, в том смысле, что купить здесь можно и продукты, и промтовары. Приценился: морковь, груши, яблоки, помидоры, бананы, овощи и фрукты стоят примерно столько же, сколько и у нас. Поинтересовался, во что обходится нью-йоркцам выпивка. Вина по цене тоже сильно не отличаются, а вот крепкие напитки кусаются – привычный для американцев бурбон (виски из кукурузы) стоит около 18 долларов, что в переводе на рубли почти полтысячи, водка с серебристой надписью «Made in USA» - чуть больше 10 долларов.

Продуктами затоварились быстро. Но когда перешли в ту часть здания, где расположены полки с обувью и одеждой, понял, почему дамы возвращались поздно. На неохватном глазу пространстве чего только нет. И по вполне доступным ценам. Меня одели с ног до головы за 65 долларов – джинсовые брюки, две рубашки (вторая за полцены), две пары летних туфель (вторая опять же со скидкой в 50 процентов).

На следующий день улетали в Россию. Жена хотела привычно защелкнуть чемодан на замочек, но Таня посоветовала не делать этого: если таможенная служба обнаружит, на ее взгляд, что-то подозрительное, то церемониться не будет - срежет все запоры. Как в воду глядела: вернулись домой, открыли чемодан, сверху лежит бумажка на английском. Оказалось, извинения за несанкционированный досмотр чемодана. Америка верна себе – бдительность превыше всего.

Алексей ГУНДОРОВ