Вечерний Северодвинск
Номер от 13 мая 2010 г.

Мерси, Баку!
Столица Азербайджана глазами россиянина, которого не пустили в Грузию

Дворцы…
Дворцы…

…и задворки. Фото из альбома Юрия Ливенцева
…и задворки. Фото из альбома Юрия Ливенцева

Мой приятель, азербайджанец по национальности, уроженец Грузии, в настоящее время гражданин России, много лет живущий в Северодвинске, не раз звал меня в гости на родину, в Грузию. Судя по его рассказам, там среди гор текут винные реки в шашлычных берегах, а народ такой, что, придя в гости, можно вернуться только через несколько дней.

Бакинские окраины

В марте этого года мы отправились в Грузию через Азербайджан. Баку – современный, красивый, строящийся город. Но это ближе к центру, окраины выглядят иначе. Улицы там убирают редко, стандартные дворы пятиэтажных «хрущевок» изменены до неузнаваемости. Бывшие детские площадки и все пространство между домами поделено, построены гаражи, какие-то домики, разбиты садики, все огорожено заборами. Оставлены только узкие проезды для машин.

Заборов в Азербайджане очень много, они все капитальные и высокие. По пути следования президента с работы домой трасса огорожена длинным красивым забором с подсветкой. Практикуется пристройка к домам дополнительных комнат, даже и на вторых и третьих этажах, где они держатся на металлических подпорках. В общем, вид довольно оригинальный. Но это на окраинах, в центре все красиво, чисто и дорого, почти все дома с подсветкой, по улицам ездят хорошие машины.

«Сладость» на дорогах

Считается круто, если у тебя «Мерседес». На втором месте по престижности «БМВ». У молодежи популярны вазовские «пятерки» и «семерки». Полиция патрулирует на «БМВ».

Я не видел ни одного дорожного происшествия, хотя движение очень оживленное и громкое – водители любят сигналить и правила особо не соблюдают. Например, выезжаешь со второстепенной на главную, идет сплошной поток, но тебе уступают и сигналят, мол, проезжай, пока я добрый. Едешь на зеленый - на красный наперерез проезжает какой-нибудь джигит и на твой возмущенный сигнал крутит пальцем у головы, типа куда прешь, не видишь, я еду. Автобусных остановок нет, люди стоят у проезжей части, а автобусы, подъезжая, мигают фарами, зазывая к себе.

В случае ДТП водители между собой договариваются сами, обязательного страхования нет. Если приедет ДПС, оштрафуют и виновного, и потерпевшего для профилактики. Взятки в порядке вещей, само это слово на их язык переводится как «сладость». Говорят, в местную ГАИ могут просто не пустить, если не дашь постовому у входа один манат - примерно 40 рублей. При остановке полицией в документы водители также вкладывают купюру.

Невыездной

Погостив в Баку три дня, на автобусе мы отправились в Грузию. Через двенадцать часов прибыли на пропускной пункт «Красный мост». Для граждан Азербайджана въезд безвизовый, для россиян виза на 30 дней стоит примерно 2 тысячи рублей.

К очереди подошел полицейский, спросил, есть ли граждане России. Нас оказалось четверо, с каждым проводилась беседа грузинским гэбэшником, в результате пропустили через границу только моего приятеля. Как только узнали, что я сотрудник МВД, без объяснения причин отказали.

Позже я встретил женщину, которой отказали во въезде потому, что она по памяти не смогла назвать адрес подруги, к которой ехала. Начала доставать бумажку с записью, на что полицейский сказал: «Вы сами не знаете, куда едете».

Мой приятель оказался перед выбором – либо оставить меня и ехать в Грузию, где его ждут родственники, которых он давно не видел, либо возвращаться со мной. После долгих уговоров я убедил его, что в Баку поеду сам, квартира и деньги есть, подожду его возвращения.

Позже он позвонил мне и убедил попробовать пройти таможню еще раз: заступила другая смена, есть надежда, что меня пропустят. Попытка не удалась, мои данные были уже в компьютере. Как оказалось, в Грузии единая сеть. Позже в аэропорту Тбилиси узнали, что и там я «невъездной».

Почти земляки

Так я оказался в чужой стране, не зная языка, слабо ориентируясь в направлениях дорог и местном транспорте.

За почти месяц пребывания в мусульманском обществе меня больше всего удивили две вещи: их гостеприимство и отношение к женщинам. О женщинах позже. В гостеприимстве убедился еще в автобусе, где познакомился с пожилым азербайджанцем. Он, узнав, что меня не пустили в Грузию, обозвал грузин многими знакомыми русскими словами (ругаются они по-нашему) и всю дорогу уговаривал меня ехать в гости к нему, в Гянджу. С восточным темпераментом убеждал: «Зачем тебе в Баку, а у меня вино, у меня бараны, поживешь три дня, поедешь в свое Баку!»

Родственники приятеля организовали надо мной постоянную опеку. Каждый день я ходил в какие-то гости, и везде ко мне относились исключительно. Как раз праздновали Навруз, а его отмечают почти неделю. Бывали такие компании, где сидящие рядом не знали, кто я и с кем пришел, но, когда узнавали, что русский, спрашивали:

- Откуда, дорогой?

- Из Архангельской области

- Э, да я служил в Мурманске!

Или:

- Да я в Иркутске ботинками торговал…

В общем, практически земляки. Спрашивали, где я был в Баку, что видел, что пробовал из еды. Когда рассказывал, обязательно говорили: «Э, дорогой, да ты еще то-то не видел, то-то не кушал!» Однажды один товарищ, узнав, что я не видел ночного Баку, забрал меня из-за стола, посадил в машину и катал по городу часа полтора, после чего вернул обратно.

Бывшие граждане сильной страны

У азербайджанцев торговля в крови. Пророк Мухаммед был купцом, и профессия коммерсанта у них почетна, то есть деньги считать умеют, но для гостя ничего не жалко.

Особое уважение у них вызывают богатство (не важно, каким путем добытое) или чин человека. Например, если у одного из гостей друг, а тем более родственник прокурор или чиновник, он с гордостью упомянет этот факт за столом.

Интересно отношение к развалу СССР. Если у нас, вспоминая прежние времена, чаще всего сетуют на нынешнее социальное обеспечение, там по-другому. Азербайджанцы никогда не жили на одну зарплату, их больше всего в развале Союза огорчает тот факт, что раньше мы были великой державой, которая победила в войне, которую боялись и уважали все остальные страны. А сейчас этого чувства гражданина сильной страны нет ни у них, ни у нас. И все, с кем я общался на подобные темы, хотели того или иного объединения бывших республик СССР.

Горбачева считают, мягко говоря, плохим человеком, вспоминая ввод войск в Баку во время его правления, когда погибло много мирных граждан. 20 января, когда это произошло, день траура. Ельцина, а с ним и Путина с Медведевым считают продолжателями курса Горбачева и осуждают за помощь Армении. Надо заметить, азербайджанцы относятся хорошо ко всем, кроме армян, из-за войны в Нагорном Карабахе.

О, женщины Востока!

Необычно для нас положение женщины в мусульманском обществе. Главная задача мужчины – обеспечить благосостояние своей семьи. Жена сидит дома, ведет хозяйство, воспитывает детей. На привычных «женских» профессиях – продавец, парикмахер и так далее - работает много мужчин. Женщины тоже работают, но это считается нормальным, если они под присмотром, то есть в фирмах мужей или отцов.

Женщины всегда под присмотром, их не выставляют на показ. Когда приходят гости, как правило, два стола: один мужской, другой женский в соседней комнате или на кухне. Мужчины ничего не делают, накрывают и убирают женщины быстро и незаметно. Однажды в гостях я спросил у приятеля, уместно ли сделать комплимент жене хозяина дома, что она хорошо выглядит и вкусно готовит. Он сказал, что не стоит, это не принято.

Ни разу не видел, чтобы женщина курила, перечила мужу или старшему, чтобы хоть раз кому-то позвонила жена и спросила: «Ты где?» или «Когда придешь?» Сначала мне казалось, что женщинам там приходится несладко, что они как собственность мужа, но это не так. Им это нравится, они так воспитаны. А ты через некоторое время начинаешь думать, что неплохо бы отправлять туда на воспитание некоторых наших излишне эмансипированных женщин…

В заключение хочется обобщить впечатления. Некоторые мои соотечественники, увидев азербайджанцев за прилавком на рынке, думают: понаехали, понимаешь, там у них, наверное, есть нечего… Это, конечно, не так. Уровень жизни там выше, чем у нас, цены как в Москве, и живут они хорошо, но тяга к торговле не дает им сидеть на месте. Они рассеяны по всему миру, зачастую враждебному, что, однако, не делает их националистами. Хорошее отношение к русским у них дома - тому подтверждение.

Юрий ЛИВЕНЦЕВ