Издательский дом "Северная неделя" в настоящее время издает 20 газет общим недельным тиражом 679.204 экз.



Подпишись на наши газеты, не выходя из дома

Подать рекламу в газеты ИД Северная неделя

 • QR-код


 • Читать
  все комментарии

 • Архив
  новостей


 • Акция
  «Вечёрки»:
  «Победим на поле
  брани!»



 • Об издательстве
 • Наши газеты
 • Страницы
  гражданских
  журналистов

  

 • Бесплатные
   объявления

 • Реклама
 • Контакты



Четверг, 25 апреля 2024 г.  ДомойПоискНаписать письмоДобавить в избранное
Вечерний Северодвинск
Номер от 6 мая 2010 г.
Смотреть весь номер Вечерний Северодвинск от 6 мая 2010 г. :: Архив газеты «Вечерний Северодвинск»

Гром и молния!

Версия для печатиОтправить статью другу
Спектакль «Инспектор Гул» преподал два урока – нравственный и театральный

В сцене из спектакля – артисты Юлия Корельская, Сергей Варнашов и Виталий Стеблецов. Фото  Владимира Ларионова
В сцене из спектакля – артисты Юлия Корельская, Сергей Варнашов и Виталий Стеблецов. Фото Владимира Ларионова

Пьеса Джона Бойнтона Пристли «Инспектор пришел» - странная с сегодняшней точки зрения. А возможно, казалась такой и в то время, когда была написана, - зимой 1944/45 года. Грандиозные и катастрофические события развертывались в мире, и автор, конечно, имел их в виду, но с чем он их сопоставлял, из чего выводил?

ПОКОНЧИЛА с собой девушка. И вот в некое семейство приходит инспектор и доказывает им, что так или иначе все они виновны в ее смерти: один уволил эту девушку со своей фабрики, другой влюбил в себя и бросил, третья отказала в благотворительной помощи и т.п. Уходя, инспектор говорит им: «Мы в ответе друг за друга… Если люди не поймут этого, им скоро придется усваивать этот урок в огне, крови и смертных муках». Естественно, в 1945 году всем было ясно, о каком огне и крови речь. Но странен моральный максимализм автора пьесы. Казалось бы, где увольнение с работы и где мировая война. Что стоит за этим максимализмом - наивность, неумеренная сентиментальность или глубокие размышления философа?

В спектакле Северодвинского театра позицию Пристли поддержал другой английский классик. Упомянутый монолог инспектора дополнен известным высказыванием Джона Донна: «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе…» Цитата поделена на две части, и ее окончание прозвучало в финале спектакля. На слова о колоколе, что звонит по тебе, откликнулись колокола.

Эта пьеса Пристли уже ставилась в городском театре весной 1946 года. Неизвестно, что представлял из себя спектакль «Он пришел», но можно предположить, как трактовался материал. Должно быть, осуждалось или даже клеймилось буржуазное общество, свойственные ему эгоизм и снобизм, которые причинили немало бед и теперь грозили новыми. Наверное, игрался спектакль о них, западных. А к сегодняшнему дню обуржуазились и мы, так что нынешний спектакль и о них, и о нас - «предупреждение в двух частях» под названием «Инспектор Гул, или Он пришел».

Сложная простота

Предупреждение сделано очень простым и вместе с тем рискованным способом. Режиссер Валентин Ярюхин поставил, можно сказать, спектакль на стульях. Персонажи просто разговаривают, не обставленные аттракционами режиссерской фантазии. У каждого из них есть «крупный план» - исповедь или, как в случае с инспектором, проповедь. Рискованность такой простоты состоит в том, что она может быть слишком сложной для актеров. Это нешуточный психологический театр, помноженный на детективную пьесу. Здесь требуется проживать роль, нести мысль, точно взаимодействовать с партнерами, удерживать напряженную атмосферу. Пустые актерские глаза, приблизительные жесты неприемлемы. На сцене нужна цепляющая правда.

В этом смысле малоинтересна работа Сергея Варнашова в роли отца. Со скептической отстраненностью он сыграл самодовольного и несколько нелепого буржуа. По-видимому, сочтена всего лишь нелепой и потому пробрасывается речь, с которой отец выступает перед семейством до прихода инспектора. А ведь излагается философия жизни, погубившая и ту девушку, и еще многих. Это нелепое и смешное убивает. С речью мистера Берлинга потом всю пьесу полемизирует инспектор, в том числе и в своем монологе.

Отец в спектакле - фигура довольно невесомая и в противостоянии с инспектором заведомо побежденная сторона. В отличие от матери, особенно когда ее играет Александра Тананакина (эту роль попеременно исполняют две актрисы). Пожалуй, миссис Берлинг идеологизирована не меньше своего противника (не сказался ли тут советский опыт артистки?). Миссис так резка и непримирима в разговоре с инспектором именно потому, что за ней стоят ее принципы. Актриса играет контраст между внешней жесткостью жизненной позиции и ее хрупкостью, играет сломы этого духовного стержня. Вот первый слом: матери сказали, что сын ее много пьет, - и она пошатнулась. Она любит сына и огорчена его поведением, но здесь и другое. Начинает рушиться разумная и комфортная картина мира, которую миссис Берлинг для себя нарисовала. И после дальнейших разоблачений она уже не владеет собой - кричит и бьется на руках у мужа.

В тот же самый рисунок роли актриса Галина Лишица привносит иное содержание. Идеологическая подоплека отсутствует (все-таки актриса работала в основном в деидеологизированную эпоху). Главное в этой миссис Берлинг - материнское чувство. Скучающе-презрительным тоном, оскорбительным смехом она обороняет от инспектора семью, детей. А когда оборона прорвана, приходит неподдельное горе. В глазах матери слезы, когда дочь возвращает кольцо жениху. Мать до последнего не догадывается, что сын ее вовлечен в историю погибшей девушки: любовь слепа. Но не понять не получается - и за-хлестывает боль, заставляя метаться в припадке.

Внимание: бездна

На роль дочери тоже назначены две актрисы. Юлия Корельская играет эмоционально, порывисто - и задает загадку. Вначале дочка Берлингов как будто весела, а потом кажется, что все это было напускное и за веселостью таилась бездна душевных терзаний. Самоубийство девушки лишь одна из причин страданий Шейлы. Инспектор срывает с этих страданий маскировочный покров. Они весьма таинственны, но несомненны.

Шейла несколько сдержаннее в исполнении Анны Венгерович. Больше полутонов. Задается та же загадка, однако и подсказка имеется. Она в декадентско-депрессивной пластике, с какой актриса играет Шейлу. Такое впечатление, что тонкость натуры уже давно вылилась в болезнь. (И ведь чем был жестокий поступок Шейлы в отношении той девушки? Реакцией на ее мимолетную улыбку.)

В роли дочкиного жениха - Даниил Овинников. Актер работает неровно, есть пустоватые куски (например, в сцене после ухода инспектора), но немало и вполне удавшихся. Это сцены, где раскрывается вина Джеральда перед умершей девушкой и перед Шейлой. Там он виноватый и любящий, и он тем внимательнее к Шейле, чем яснее сознает происшедшее. Хорошо бы еще актера не стеснял смокинг, видимо пошитый когда-то для другого человека и теперь по соображениям экономии истребованный из костюмерной.

Последним, кого допросил инспектор, был Эрик, сын Берлингов. В этом эпизоде режиссер предложил актеру Виталию Стеблецову очень нервную игру. Артист прекрасно разучил множество знаков потрясенности, тем не менее пока смятение Эрика выглядит каким-то внешним, не идущим изнутри.

Переведен в ангелы

Заглавная роль поручена Сергею Черноглазову. Кто же этот вызвавший лавину переживаний инспектор Гул, который вовсе и не инспектор? На прямой вопрос Шейлы, исполненный мистического ужаса, Гул отвечает загадочной улыбкой. На сцене он появляется из удара грома и погасшего света. Финал окончательно переводит его в надчеловеческий план, должно быть в ангелы: его голос - те самые слова про колокол - звучат откуда-то с высоты, сквозь громы и молнии.

Моральный максимализм Пристли полностью поддержан в спектакле-предупреждении. Однако это максималистский спектакль и в другом отношении. Работая над ним, режиссер Валентин Ярюхин боролся за настоящий психологический и вместе с тем небытовой театр. Он отстаивал свои театральные идеалы, как ни странно для кого-то это прозвучит. И он их таки отстоял.

Андрей НЕФЁДОВ



Поделиться с другими!
Понравилась статья? Порекомендуй ее друзьям!

Вернуться к содержанию номера :: Вернуться на главную страницу сайта





Комментарии:


Содержание номера

Факты и комменты   Новый начальник налоговой  |  На дачу – за треть цены  |  Большой праздник - вместе!  |  Имя его не забыто  |  «Там, вдали, за рекой...»  |  Враги сожгли родную хату…  |  Защитницы Ленинграда  |  Бежал из плена и взял Берлин  |  Доклад одобрен  |  Любите наших ветеранов!  |  «Дервиш» встретят в Северодвинске  |  Кудрин возглавит попечителей САФУ   |  «Море зовет-2010»  |  Дорогой мой человек  |
Наша галерка   Наша афиша  |  Гром и молния!  |
Семь пятниц на неделе   Окно в Париж  |  Эхо родного города  |
До востребования   «Особенное слово» Михаила Попова  |  Папа, мама, я – музыкальная семья  |  «Солнышко» и солнце поэзии  |  Отмечено читателем  |  Уборщики требуют порядка  |
Спроси не поленись   Почему молчал телефон  |
По соседству мы живем   Из «Контакта» – в зал суда  |  «Гепардъ» рисковал не только свободой  |  Я - болельщик!  |  Работнички  |
Черная полоса   Водитель обезумел, пассажиры разбежались  |
Об этом говорят   Моя неделя  |  Cказка по назначению врача  |  «Кто опален ее дыханьем лютым»  |
День за днем   Идут белые ночи  |  Навигация открывается 8 мая  |  От Труда до кладбища  |  Двойной юбилей Михаила Котенко  |  Пинг-понг, беговая дорожка и плюс к бюджету  |
Город у моря   Календарик «Вечерки»   |  Вечная память, Вечный огонь  |  Шлагбаум для лихачей  |  Льготы ликвидаторам  |  Лучшему – 50 тысяч  |  Мощи прибыли из Италии  |  Пинежский Пиросмани  |  Под знаменами и шариками  |  Совет да любовь!  |  Открытки из 45-го  |
Эмоция недели   Кто сказал, что здоровье не купишь?  |
Общество   Поджигателям дверь не помеха  |  Две Катюши и далекий бой  |  «В моем роду без вести пропавших нет»  |  А слышно, что…  |  Здоровья, мира и памяти!  |  Льготы «в натуре» отменяются  |



Поиск по сайту

  

Альтернативный поиск по сайту



Главная тема
А вы, «Ясень», останьтесь…
  Планы по сдаче ВМФ АПЛ «Северодвинск» пересмотрены
Новости
 Самый добрый правозащитник    // 9 декабря, 09:32
Май 2010
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            
Смотреть архив полностью

Реклама

Только в печатной версии!

Северная Теленеделя
Программа тридцати телеканалов! В том числе, по просьбе читателей, «TV 1000 Русское кино», «Спорт Плюс» и ДТВ. Анонсы наиболее интересных передач и фильмов. Новости телевидения. В продаже уже со среды!

Бабьи хлопоты

Раскраска








Аудитория
нашего сайта:


Подписка

Email:    


 
«Горячая линия» для клиентов
(8-8184) 56-97-88

Сайт для женщин Дамское счастье

Яндекс.Метрика
© ООО "Издательство "Северная неделя", 2001-2010. Авторские права на код, содержание, графические элементы сайта защищены.
Использование материалов сайта разрешено только интернет-изданиям c указанием прямой гиперссылки на ту страницу сайта www.vdvsn.ru, которая цитируется. По вопросам републикации материалов в печатных изданиях обращайтесь на www.vdvsn.ru@gmail.com
Реклама в газетах: reklamsn@atnet.ru. Веб-редактор (реклама на сайте.): www.vdvsn.ru@gmail.com