Вечерний Северодвинск
Номер от 6 мая 2010 г.

Враги сожгли родную хату…
В школе учили, что войны бывают справедливыми и несправедливыми. А спросите людей воевавших, переживших концлагерь и оккупацию, и ответ будет однозначным: война несправедлива всегда. Такая мысль появляется и при беседе с ветераном СПО «Арктика» Михаилом Васильевичем Ветровым.

Родился Михаил Васильевич в орловском селе Молчановка. Когда разразилась война, Мише и семи не было.

- Мы провожали отца на призывной пункт в Орел, - вспоминает он. – Мама несла младшего брата. Отец отдалялся по шоссе. Вдруг стало страшно. Я закричал: «Папка, вернись, тебя убьют!» Действительно, больше мы его не видели…

Уже к концу лета деревня оказалась в зоне оккупации. Немцы поселились там в каждом доме по семь - десять человек. Жителей выгнали на чердаки, задние дворы. Заставляли работать на полях и фермах, всю продукцию немцы отгружали в Германию, а на долю крестьян оставались лишь пожнивные остатки. Женщин и подростков заставляли рыть противотанковые рвы. Доставалось и детям. Ребятню заставляли мыть лошадей, травили собаками, били, когда дети цеплялись за подол матери, боясь больше не увидеть. Ставили в полях ящики-приманки с игрушками, на которых деревенские озорники подрывались…

Если партизаны убивали хоть одного немца, то фашисты расстреливали каждого десятого сельчанина. Не прекращался угон людей в Германию. Пришла очередь и Михаила. На пути помнятся бомбежки, взрывы, огонь немецких зениток. Гнали на пересылочный пункт в Гомеле, но каким-то чудом удалось остаться в живых, вырваться. Это было летом 1943 года, и, видимо, сказалось поражение немцев на Курской дуге. Пленные двинулись домой. По пути люди помогали чем могли. Встретили в лесу и нескольких немцев, но теперь солдаты разбитых частей уже не кричали «Рус капут», а испуганно сторонились…

Вернулись в Молчановку. «Враги сожгли родную хату» – это про их деревню. Дома сгоревшие или разбитые и безглазые. Правда, дом Ветровых почти уцелел, разрушен был только двор. Дворы заросли лебедой, деревенские улицы изрыты траншеями, земля бугристая, зелено-сизая – но наша, русская, мирная земля.

Надо было с нуля начинать жить. Дети по необходимости быстро взрослели. Война убыстряет судьбы, все совершается молниеносно.

Галина КОВАЛЬ