Вечерний Северодвинск
Номер от 29 апреля 2010 г.

Двое с «сошкой» – семеро на берегу
Спасательная операция в Белом море показала проблемы обеспечения экстренных служб города.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

В четверг, 22 апреля, случилось ЧП. Утром в службу спасения начали поступать звонки от жильцов домов на Приморском бульваре с сообщениями о том, что на оторвавшейся льдине в море уносит рыбаков.

Сами рыбаки о беде своей узнали гораздо позже, чем звонившие с суши люди. Забеспокоились, когда в лунках глубина вдруг стала резко увеличиваться. Тем временем вода шла на прибыль, а ветер был сильный, отжимной от берега. Когда подоспели спасатели, льдина с восемью рыбаками удалилась от берега уже на приличное расстояние. И оно увеличивалось на глазах. Двое спасателей на надувной лодке с мотором отправились на льдину. Игорь Власенко остался с рыбаками, Иван Притчин снарядил первый рейс с тремя пассажирами, в числе которых была пенсионерка.

От холодной воды давление воздуха в лодке упало, и со стороны было страшновато наблюдать за ее движением в волнующемся Белом, но свинцовом от холода море.

На берегу к тому моменту стало появляться все больше и больше официальных лиц. Они бесконечно докладывали в Москву, в МЧС по Северо-Западу о ходе спасательной операции. В Архангельске предлагали при необходимости поднять вертолет. К счастью, этого не потребовалось. Примерно через час после начала операции за три рейса наши спасатели доставили всех горе-рыбаков на сушу. Льдина была уже на расстоянии более километра.

ЧС ликвидирована. Но осадок от нее остался. На каждого спасателя, работавшего в то утро на воде, на берегу было по пять начальников из всех служб ГО и МЧС. Резиновая лодка у нашей службы спасения полулегальная, спасательных жилетов не хватает.

Фото Владимира Ларионова
Фото Владимира Ларионова

«Море – это уже Приморский район». «Город заканчивается за чертой песка на ягринском пляже». Такие фразы вылетали из уст официальных наблюдателей. А на льдине-то были северодвинцы. Да, можно их обвинить в беспечном отношении к своей жизни, но это другой вопрос.

Почему у морского города в службе спасения нет нормального катера или современной лодки? Можно было бы привлекать катер ГИМС. Но у этой службы нет пока собственной базы на воде, да и катер у них тяжелый, а на зиму вывозится на хранение за тридевять земель. До открытия навигации наши гимсовцы на воду попасть фактически не могут.

В Архангельске база федеральных спасателей поражает обилием мощных судов на все случаи жизни. Для федералов легко и вертолет в воздух поднять. Только вот один его взлет равносилен по затратам, наверно, стоимости как раз приличной резиновой лодки морского класса, так необходимой нашим городским спасателям. Это отчеты о спасенных общие, а бюджеты разные, и в том беда. Хотя и город не разорит сотня тысяч рублей. Или кинуть клич горожанам на добровольные пожертвования для приобретения такой лодки?

К сожалению, уже несколько лет подряд такие ЧП на воде случаются, и ликвидировать их приходится спасателям Северодвинска на свой страх и риск. Случись что, им же и отвечать.

«На льдине осталось два человека», - докладывал наверх перед последним рейсом один из наблюдателей из МЧС. Спасатель, промерзший вместе с рыбаками на льдине целый час, в это число не попал.

Владимир ЕФИМОВ

Посмотреть видеозапись спасения рыбаков

Как сообщили в Северо­двинском отделении ГИМС, материалы на всех восьмерых рыбаков переданы участковым уполномоченным милиции на привлечение их к административной ответственности за выход на лед в неположенном месте.