Вечерний Северодвинск
Номер от 22 апреля 2010 г.

«Снежный барс» уходит в горы
Мастеру спорта международного класса альпинисту Сергею Пензову исполнилось 60 лет

Фото из архива Александра Бурлова
Фото из архива Александра Бурлова

Наш разговор с юбиляром я предполагал начать с вопросов: где учился, где начал заниматься альпинизмом? Но, узнав, что мой собеседник - выпускник МВТУ им. Баумана, понял: второго вопроса не потребуется.

ПОТОМУ КАК первым моим наставником в этом виде спорта в 1954 году был инженер Владимир Школьников, носящий на рабочем пиджаке два знака. Один из них свидетельствовал о выполнении нормативов «Альпинист СССР», а второй – об окончании «Бауманки». И поэтому я уже знал, что там есть одна из сильнейших в стране секций горновосходителей.

Все пять с половиной лет учебы Сергей дружил с альпинизмом и приехал на завод в 1973 году уже перворазрядником. Секция в то время действовала и в Северодвинске. Но равных по квалификации для него тогда не находилось. И он поддерживал связь с ребятами, ранее ходившими с ним в одной связке и живущими ныне в Самаре, Тольятти, Ленинграде…

На Севмаше в конструкторском отделе тоже освоился быстро. Но конструкторская карьера вскоре едва не закончилась из-за того же альпинизма.

ЦК ВЛКСМ собирал молодых и опытных альпинистов на строительство горных электростанций. Резолюция директора завода Просянкина на персональном вызове Пензова гласила: «Только на период трудового отпуска». Но отпуск был 30 дней, а требовалось 90. Уехал, не дождавшись окончательного решения, на Красноярскую ГЭС. Там, закрепившись на веревке на высоте 50-100 метров, долбили в скале отверстие и крепили стержневые анкеры, на которые устанавливалась металлическая сетка. Эта сетка защищала изоляторы открытой подстанции от камнепадов.

Работа была интересная не только в спортивном отношении. Присутствовала еще и производственная романтика, непосредственное ощущение участия в стройках коммунизма. А по возвращении был скандал. В итоге же все замяли, потому как в конструкторах-электриках завод очень нуждался.

Промчались годы. В бурные девяностые поменялась его профессия. Наступал век компьютеризации, и Сергей Константинович стал преподавателем информатики. Альпинизму же остался по-прежнему предан. Форму поддерживает постоянно. Зимой лыжи, в межсезонье кроссы и марафонские пробеги. Вместе с коллегами по их символической сборной Иваном Душариным, Андреем Волковым и другими Пензов поднимался на Эверест. И на широко известную вершину К-2 на границе Пакистана и Китая.

За прошедшие годы он стал мастером спорта международного класса, удостоился очень почетного в кругу альпинистов звания «Снежный барс», которое присваивается спортсменам, поднявшимся на все семитысячники, находящиеся на территории бывшего Советского Союза (пики Ленина, Победы, Коммунизма, Евгении Корженевской). Есть у него и еще одна почетная награда – орден Дружбы. Не ошибусь, если скажу, что в нашем городе это единственный спортсмен, отмеченный государственной наградой за достижения в спорте.

На некоторые экспедиции у него уходило все лето. Теперь, правда, оно делится на две половины, одну из которых спортсмен проводит с друзьями из «сборной», а вторую – с северо¬двинскими альпинистами.

Вот и сейчас транспортировочный мешок альпиниста Пензова приведен в боевую готовность. В праздничные дни в Приэльбрусье пройдет альпиниада архангельских и северодвинских горновосходителей, и Сергей там обязательно будет. А ближе к осени, уже в другом окружении, отправится в дальнюю экспедицию.

Лето – время отпусков. Многие стремятся на пляжную гальку теплого моря. Его тоже манит юг, но Пензов стремится не к морю. Ему нужны горные тропы, скалы, снежные и ледовые склоны. Каждый год «Снежный барс» уходит в горы.

Александр ЛЕДОРУБОВ