Вечерний Северодвинск
Номер от 22 апреля 2010 г.

Есть работа. В родной школе
Научить подростка труду помогает программа службы занятости

Фото Евгения Зацепина
Фото Евгения Зацепина

Должен ли подросток работать? На простой и на первый взгляд бесхитростный вопрос есть множество различных и зачастую противоположных мнений.

Многие заботливые родители убеждены, что детство дано только для учебы, развития, развлечений. Социальные работники и психологи же уверены, что приучать к труду растущего человека необходимо с раннего возраста. А некоторые сторонники Международной программы по ликвидации детского труда, принятой ООН в 1992 году, вообще утверждают, что самого понятия «детский труд» не должно быть. По закону в России дети в 14 лет уже могут работать. Это тот возрастной минимум, когда человек может получить первую трудовую книжку, оформить договор с работодателем, получать заработную плату. Добровольный труд ребенка способствует развитию его способностей, которые ему пригодятся во взрослой жизни.

Именно с такой точкой зрения подходят к вопросам трудовой адаптации учащихся педагоги специальной коррекционной общеобразовательной школы №15. У детей есть мотивация к труду. Перед родителями и педагогами стоит задача научить подростков самостоятельности. Важно, чтобы дети умели общаться и работать в коллективе и знали: кусок хлеба достается все-таки трудом.

В школе действуют шесть мастерских, и в них под руководством учителей-энтузиастов ученики осваивают ряд специальностей. Девочки, например, занимаются росписью по дереву и, конечно, шьют и даже ткут – в соответствии с традицией; в мастерской учителя Натальи Ратушной есть и настоящий ткацкий станок, и ученицы Натальи Терентьевны давно являются постоянными участниками фестиваля «Чудесный короб». А парни знакомы с основами ремесел столяра, токаря, фрезеровщика и вполне уверенно мастерят вешалки для одежды, инвентарь для работы на огороде или во дворе, мебель и многое другое. При наличии заказа вполне можно работать на продажу! Но и по благоустройству своей школы ребята работают увлеченно – любовно ухаживают за цветами, за пришкольным участком.

Ведут они себя за работой по-разному. Кто-то, как мы убедились в мастерских, немногословен и даже несколько замкнут либо же просто погружен в свои занятия. Кто-то, напротив, охотно общается и показывает работы – как одиннадцатиклассник Виктор, который и ложку деревянную выточит и украсит выжиганием, и соорудит сложную игрушку – целый самоходный ракетный комплекс! Но возможность поработать и получить плоды своего труда, думается, нужна им всем. Дело ведь не только в деньгах, хотя и они, несмотря на незначительность сумм, необходимы этим детям, растущим, как правило, в малообеспеченных семьях. Очень важен и воспитательный момент: ребята и девчата, получив первую свою зарплату, совсем иначе начинают смотреть на честный труд, которым в будущем им предстоит зарабатывать себе на жизнь.

В этом году при содействии Центра занятости населения в школе впервые организованы работы в рамках государственной программы «Организация временных рабочих мест для несовершеннолетних граждан 14-18 лет в свободное от учебы время». Суть ее в следующем: если по договору работодатель организует временные рабочие места для подростков, принимает подростков на работу с соблюдением всех необходимых требований закона, то за полный отработанный месяц юный работник получает от Центра занятости населения дополнительно к зарплате материальную поддержку – 1190 рублей. В нашем случае работодателем выступила «Биржа для молодежи». Но для организации этих работ и привлечения бюджетной материальной поддержки нужны средства. Ведь ребята только учатся работать, получать реальный законченный результат своего труда. И первый трудовой договор, и первая заработная плата вызывают у них желание совершенствоваться.

В случае с коррекци­онной школой помог откликнувшийся на просьбу предприниматель. На выделенные им средства удалось организовать работу двух ученических бригад по благоустройству родной школы, после чего материальную поддержку ребятам оказал и Центр занятости населения. В ЦЗН и коррекционной школе надеются, что и другие неравнодушные северодвинцы окажут помощь этому, такому необходимому, начинанию. Очень ценной может оказаться любая, даже незначительная сумма. Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить в Центре занятости населения по телефонам 56-79-79, 56-96-49.

Евгений ЗАЦЕПИН