Вечерний Северодвинск
Номер от 21 января 2010 г.

Направо от Брин-Наволока
«Вечерка» побывала на фестивале колокольного искусства в Каргополе

«Что, гости дорогие, цивилизацией нашей интересуетесь?» Фото Владимира Ларионова
«Что, гости дорогие, цивилизацией нашей интересуетесь?» Фото Владимира Ларионова

Команда «Вечерки» из желающих побывать на фестивале «Хрустальные звоны» в Каргополе, за выходные отмахав тысячу километров с хвостиком, подобралась моментально. Едем.

Я НАПРАВО от Брин-Наволока, в «юго-западный угол области», завернула впервые. Дорога хороша во всех смыслах, зима ее шикарно украсила и почти затерла грань между асфальтом и грунтовкой. Первая остановка – у КПП на въезде в Мирный.

Зачем так усложнили путь? Меркантильный интерес не на первом месте, но не без него. В Каргополе приезжающие пофестивалить гостиницу заняли. В Плесецке место в двухкоечном номере продают за 2200 рублей, да еще удивляются нашему удивлению их столичным замашкам. А в «космическом» городе и цены божеские.

Спасибо спикеру мирнинского Горсовета Юрию Сергееву, которому мы дали слово от гостиницы далеко не отходить, за помощь в преодолении границы. Солдаты в белых тулупах и пронумерованных валенках открыли перед нами шлагбаум.

«И я там был»

Цель визита более чем скромная: чтобы можно было сказать потом «и я там был». Знакомство с маленьким городком мирового значения при возможности лишь ухватить за хвост убегающий вечер, конечно, шапочное. На шапки наши падал красивый снег, когда шагали по главной улице, естественно, имени Ленина, еще шикарно расцвеченной в честь новолетия. На главной площади с «Белым домом» радовались за детишек, визжащих на больших и малых снежных горках. Пройдясь по щедро освещенной аллее возле озера, посетовали на темноту ягринской набережной.

Понятно, что зимой не все видно, но чувствуется, что и под снегом в Мирном порядок. А на стенах домов – ни единого мазка граффити не увидели. Возможно, детей здесь качественнее воспитывают или краски и рабочей силы больше.

Раза три переспросив «в люкс не желаете?», гостиница «Заря» приняла нас в обычные, за 480 рублей с человека, вполне приличные номера. Без ванн, но с тазиками в каждом.

«Дорогие гости»

От Каргополя до его младшей сестры Москвы тысяча верст, до Санкт-Петербурга - 654. Это музейный столб подсказал. Любого, кто приехал к нему в гости впервые, город поразит. Белокаменными церквями, купеческими хоромами, старенькими частными домиками, подоконники которых чуть ниже уровня сугроба.

В некоторых бывших хоромах дело дореволюционных коллег продолжают купцы современные, не очень озабоченные попажей в их лавки покупателей, – двери, которые пришлось открывать, сплошь тугие. Очередная весело брякнула колокольчиками, радуясь, что нам хватило сил. А продавщица разворчалась: «Вы бы договорились между собой, а то все сегодня с пятисотками ходите». Но денежку взяла, сверив ее номера со списком фальшивок: «Сегодня из милиции принесли». Ждали, значит, гостей.

Сколько воды убежало…

Реклама местного такси - с молочным привкусом: «Катайтесь, как сыр в масле!» С «сыров» берут сорок рублей по городу, а если ехать «за мост», то пятьдесят.

До моста мы не доехали, спустились к реке вслед за дедом, везущим саночки с корзиной свежепостиранного белья. «Цивилизацией нашей интересуетесь?» - ухмыльнулся дед. Разница в процессе полоскания для горожан поза-позапрошлых веков и тех, кто и сегодня без удобств, только в том, что некоторые к обустроенной «полоскалке» приезжают на авто. А место и процесс как во времена Ивана Грозного: на краешке реки Онега, где бьют ключи чистейшей воды, вставай на коленки и влево-вправо маши рукой. Кстати, из пятерых махавших в предпраздничный час трое – мужчины.

«Первый этаж не предлагать»… Фото Владимира Ларионова
«Первый этаж не предлагать»… Фото Владимира Ларионова

«Бесы» миновали

Советской власти Каргополь сдался, как пишется в справочниках, «мирным путем». И все равно удивительно, как удалось столько храмов сохранить? «Из двадцати двух только двенадцать осталось. Раньше в них зернохранилище, магазинные склады были», - рассказывают нам каргопольцы, считающие, что спасла древнюю красоту железная дорога. Тем, что прошла мимо. Две легенды по этому поводу. Первая - лирическая: мол, сами купцы Христом Богом просили избавить город от «бесовской дороги». Вторая - реалистическая: говорят, не хватило им денег на взятку, чтобы «железка» завернула в Каргополь. В обоих случаях хорошо, для истории, конечно.

Живет Каргополь

На Соборной площади открылись благословленные Патриархом, шестые по счету «Хрустальные звоны». Лично поприветствовал фестиваль губернатор Илья Михальчук, решивший на Крещении каргопольскую Иордань посетить. Свое слово сказал «убеленному снегом празднику» настоятель местного прихода иерей Виктор (Пантин).

- Он из Санкт-Петербурга к нам приехал, кандидат филологических наук. И матушка с ученой степенью, - дает справку местный ветеран педагогического труда Полина Григорьевна. – Умница наш батюшка, проповедует много. Но строгий. К нему в храм потянулась интеллигенция.

- Что же на праздник так мало каргопольцев собралось? – спрашиваем, оглядывая площадь.

- Да устали, наверное, от новогодних. Но колокольный звон всем слышен будет. Напишите в своей газете: Каргополь живет. А мне бежать надо в спортзал, в волейбол играю, - сказала женщина, которой семьдесят второй год пошел. И побежала.

На десять голосов

На ледяном подсвечнике вспыхнул факел. Загудели пилы ледовых скульпторов. Отличный, говорят, нынче лед уродился. Их выступление тоже можно назвать международным. Правда, не удалось спросить гостя из Германии, насколько ему хорошо то, что русским отлично. Не появился он на рабочем месте.

А колокольных дел мастера – на виду. Они, просто поднявшись на сцену, удивили. Во-первых, сплошь молодежь. Во-вторых, представительниц прекрасного пола добрая половина. География фестиваля: Ярославль, Вологда, Москва, Великий Новгород, Омск, Кижи и придавший ему международности Киев. Зачинатели встречи звонарей – местный музей и каргопольский музыкант Олег Пантелеев.

Об этом нам Антон Крехалев рассказал. Антону тридцать лет, звонарем при музее стал по объявлению в газете, и уже четыре года под его руководством поют десять колоколов Соборной колокольни. На 115 крутых ступенек ближе к небу его рабочее место.

«Только тихонечко!»

«А откуда взяться убеленным сединой мастерам? Умерли старые звонари, оборвалась связь», - говорит молодежь из Вологды. Под строгим взглядом купца Сирина с портрета маслом мы греемся в краеведческом музее. Илья, Григорий и Рогнеда – ансамбль звонарей Софийского собора Вологды. Люди они светские, работают при музее. «Я с мохнатого 1989 года», - говорит Илья. «Одноклассница звонила в колокола, гордясь этим, мне тоже захотелось стукнуть» - улыбается Григорий. А Рогнеда, хрупкая девушка с двумя косичками, не понимает моего удивления: «Почему не женское дело? Язык колокола сам себя раскачивает. В монастырях знаете как монашки звонят!» Один из вологодских храмов, говорят, на колокольню подыскивал именно женщину, желательно с ребенком.

Не страшно сфальшивить? «Мы же в ансамбле, если не совсем попадем, не очень заметно». Ноты знать надо? «Не обязательно». Как уши спасаете? «Без беруш обходимся». Что исполните на фестивале? «Еще не придумали. На колокольне решим. А колокола здесь хорошие».

И самый главный вопрос, который задавали всем: как учиться приходилось, когда твои неумелые «бум-бум» на всю округу гремят? В ответ все пожимали плечами: так и приходилось, во всеуслышание. А Илья вспомнил, как в «мохнатом году» в газете жалобу граждан напечатали на «шум» с колоколен: «Нам после этого музейщики сказали: репетируйте, только, пожалуйста, тихонечко».

…Во весь голос «Хрустальные звоны» запели в понедельник, ближе к Крещению. А мы еще в воскресенье отправились обратно, решив вернуться в июне, когда древний город собирает мастеров народных ремесел.

Ольга ЛАРИОНОВА

larion-olga@yandex.ru, тел. 50-80-51