Вечерний Северодвинск
Номер от 5 января 2010 г.

Двенадцать верст, и все трясиной
Какими были древние дороги на землях Северодвинска?

Струсни (женские) – примитивные самодельные туфли, сшиты из двух кусков коровьей кожи. Первая четверть ХХ века. В такой обуви молодые девушки бегали по болотам. Фото Владимира Ларионова
Струсни (женские) – примитивные самодельные туфли, сшиты из двух кусков коровьей кожи. Первая четверть ХХ века. В такой обуви молодые девушки бегали по болотам. Фото Владимира Ларионова

Так уж повелось в нашем государстве, что дороги, их направления, а главное, состояние всегда волновали россиян. Всем хорошо известно изречение по поводу главных российских проблем. Я думаю, каждому жителю нашей огромной страны есть что рассказать о своих путях-дорогах, живописнейших примеров предостаточно. Вот и я хочу поделиться впечатлениями, а также сведениями из архивных документов о древних дорогах, проложенных нашими предками в окрестностях Северодвинска.

Дойдем по рыбинам

Когда-то на месте нашего города простирались огромные многокилометровые болота. Но с давних времен здесь существовали древние поселения: Рикасиха, Лая, Амбурские, Пертозеро, деревня Белое. Здесь веками жили и работали люди, обустраивали свой быт. Одним из старых поселений был Амбурский скит.

Архивные источники рассказывают: «Амбурский скит находился в 49 верстах от Архангельска, влево от Онежского почтового тракта, от Таборской почтовой станции в десяти верстах, не доезжая Пертозерского скита шесть верст. В десяти верстах от Амбурского находился Белозерский скит». Среди этих скитов Амбурский являлся главным духовным центром старообрядчества и пользовался большой известностью и популярностью не только в Архангельской губернии, но и за ее пределами.

Добраться в скиты было трудно. Находились они в самых глухих местах, дорог к ним не было – только тропинки, проложенные по болотам, да и то не во всякое время года. Но тем не менее уже тогда между этими населенными пунктами была постоянная и вполне устойчивая связь, хотя дорог, в современном понимании этого слова, не было.

Зимой до скитов можно было проехать по озерам, топким моховым болотам и тундрам на санях на одной лошади, да и то при малом выпадении снега. А летом в скиты ходили пешком по специально проложенным доскам («рыбинам»), и такое путешествие, по словам местных жителей, не всегда являлось безопасным.

«Бегали сухой ногой»

Через болота были проложены мостки – с Кудьмы до Амбурских и до Пертозера и с Короды в Амбурские. Настилали мостки сами жители и паломники, которые ходили в Амбурские молиться. Рассказывают, что на отдельных бревнах можно было увидеть пятна (метки) в виде букв ГХ (Григорий Хвиюзов) и НМ (Николай Мамонов). За дорогой следили постоянно.

О своих детских впечатлениях о кородской тропе поделился со мной житель Северодвинска Иван Михайлович Мамонов. На Амбурских жили его предки по матери - старообрядцы Хвиюзовы, и ему не один раз приходилось ходить этими дорогами. Впервые маленький Ваня побывал на Амбурских в пятилетнем возрасте.

- Мы шли из Рикасихи пешком по Онежскому тракту до Короды босиком по песку, я натер песком ноги, они потом заболели, - вспоминал Иван Михайлович. – С Короды шли по болоту. Мать несла меня на руках, шла, шла и упала в чарус (топкое открытое место). И закричала: «Ваня, отпусти меня, я выберусь и тебя вытащу!» Так и случилось. Вытащила меня, как котенка. Дома обсохли.

По рассказам последних амбурянок Павлы Александровны Хвиюзовой и Анны Михайловны Карповой, раньше от Рикасихи была хорошая дорога в три ряда бревен, с двух сторон поручни. Бревна с «ласточкиным хвостом», в паз. Такая дорога была и до Короды, и до Кудьмы.

Жительница Амбурских Вера Васильевна Корельская вспоминала, что «по этим бревнам бегали сухой ногой на Кудьму, как по половице».

Всего от Амбурских отходят четыре тропы, выложенные тесаными бревнами: кородская, лайская, пертозерская тропы и на Большую Кудьму. Протяженность дороги в Амбурские составляет километров двенадцать хоть с Большой Кудьмы, хоть с Короды или с железнодорожной остановки «28-й км» (это так называемая лайская тропа). Из этих двенадцати добрых десять были выложены тесовыми плахами. В старину плахи скрепляли между собой деревянными шпонками.

Проводник по болоту летел

В 2005 году в составе этнографической экспедиции музея мне удалось пройти по маршруту Амбурские – Пертозеро – деревня Белое и обратно. За три дня был пройден путь пешком в 46 километров.

Тогда особенно поразила дорога с Амбурских до Пертозера. Кругом простор и огромное, бескрайнее болото. И в какую сторону пойти человеку, не знающему маршрута? Дорога давно потерялась среди густой болотной травы и мха и неопытному взгляду совсем не видна. Но наш проводник Леонид Добрынин шагал довольно быстро и уверенно. Он по болоту не шел, а летел, как по настоящей, хорошей дороге, не останавливаясь. Ведь за плечами Леонида Федоровича богатый, почти сорокалетний опыт таких переходов. А нам, новичкам, каждый шаг давался с трудом. Дорога, проложенная в давние времена, практически полностью ушла в болото, заросла. И для того чтобы не оступиться, нужно было нащупать остатки бревна и перейти на следующее, если оно еще было. То есть шли практически на ощупь, по щиколотку в воде, в руках – слеги, опора на которые давала некое ощущение уверенности и безопасности. Но, несмотря на это, мне трижды пришлось искупаться в болоте.

Взывали «всесильно». Но тщетно

Была в свое время мечта у граждан выселков Амбурские и Пертозеро Кудьмозерского сельского Совета, вы­сказанная ими еще в 1926 году. На одном из общих собраний они поднимали вопрос о строительстве дорог: «Мы, отпрыски Кудьмозерского общества выселка Амбурские и Пертозеро, всесильно взываем. Все мы сыны нашей рабоче-крестьянской власти, мы служили и служим в Красной Армии, мы члены кооперации, мелиорации и кредитного, мы первыми платим сельскохозяйственные налоги.

А почему же мы от власти не сыны? Все села, деревни, выселки и хутора СССР соединяются между собою проселочными дорогами, и эти дороги ремонтируются государством; мы же здесь в количестве восьми хозяйств отрезаны от тракта за 16 верст болотом. А посему надеемся, что в настоящий бюджетный год нашу проселочную дорогу включат в губернскую смету и не заставят нас дальше бродить через болота с налогами в кооперацию и т.д.»

Увы! Их просьба так и осталась нереализованной. За 70 лет с начала советской власти, а потом и в период демократических реформ так никто и не вспомнил о жителях тех отдаленных деревень. Они жили и продолжают жить в этих поселениях и каждые выходные в любое время года передвигаются все теми же «старыми дорогами», чтобы вновь оказаться в старом родительском или приобретенном доме, где жизнь продолжается, не угасает.

Пройдя этими путями-дорогами, побывав в местах расположения древних скитов, невольно задаешься вопросами-размышлениями о том, как появлялись эти поселения, что заставляло людей уходить в леса, прятаться среди непроходимых болот, как они жили и выживали в столь суровых климатических условиях Севера. Но это уже другая история.

Елена ЛУЦКОВСКАЯ,

главный хранитель Северодвинского городского краеведческого музея