Вечерний Северодвинск
Номер от 24 декабря 2009 г.

А что это за Миша и чем же он живет?
Вечер морозного воскресенья – не то время, когда хочется выбираться из дома. Впереди – рабочая неделя. Пока горожане пили свой вечерний чай и сетовали на то, что выходные подошли к концу, мы отправились на другой конец города, во Дворец культуры «Строитель», чтобы успеть пообщаться с одним счастливым человеком.

Фото Павла Калачёва
Фото Павла Калачёва

- В свое время, услышав вашу песню «Элис», вслед за ней люди озадачились «А что это за девочка и где она живет?», и только потом возник вопрос: «А что это за Михаил Башаков такой?», а следом – «Кто такой Самбади?»…

- Башаков - это такой счастливый человек, которому представилась возможность жить с тем, что он очень любит. Я сочиняю песни, исполняю их и этим живу. Это моя деятельность, я боюсь слова «профессия». «Самбади» – это песня, в которой пытаются найти меня, а на самом деле это песня о том, каким бы я мог быть, но не стал. Одна девочка мне сказала: «Я плакала, когда слушала «Самбади». А я подумал: когда писал ее, я смеялся. У меня нет двойного дна: если бы я не занимался тем, чем я занимаюсь, я бы, как Форест Гамп, стриг газоны.

Тяжела ты, кепка оптимиста

- Самые известные ваши композиции - это «Элис» и «Не парься, будь счастлив!». Каково вам жить с имиджем оптимиста?

- Тяжело и неприятно. Я побеждаю тем, что человек не обидчивый. Эти песни вырваны из контекста, у меня есть очень сложные и трагические песни. Нужно, чтобы человек мог не только рассмеяться, но и очень сильно задуматься. Я не рассчитывал, не хотел и не думал, что они будут популярны. Но исполняю их, конечно. Люди не воспринимают меня из-за того, что услышали их и считают, что это и есть Башаков. Выход тут только один - приехать и сыграть концерт, чтобы люди поняли, что есть и другой я.

- Есть песня, о которой бы вы жалели, что не сами придумали?

- Раньше бы я не ответил на этот вопрос. Ведь если мне что-то нравится, я попытаюсь сделать песню такую же хорошую. Не лучше, а другую, иначе. А сейчас я знаю – все группы «Beatles».

- Образ Че Гевары не случаен?

- Какое то время я им увлекался, это ведь такой романтичный образ. А сейчас если у меня спросят, кто такой Че Гевара, я отвечу, что это тот, кто убил много людей. В целом нас многое объединяет, только у меня вместо автомата гитара. Да еще это – у меня ж не берет на голове, а кепка. Я не молод, стал лысеть. Однажды кепку надел – понравилось, но показалось, что козырек - это нечто закрытое, а вот перевернул - и стал открыт миру. Иногда во время концерта я ее обратно козырьком вперед переворачиваю, и сразу все меняется – вот увидите.

Лопата для шахтера - А какие вам снятся сны?

- У меня были песни, вызванные снами. Например «Время уходит». А еще был случай. Позвонила мой друг, журналистка из Москвы, и говорит: «Мне приснился сон, что ты к нам приезжаешь, мы сидим на кухне и ты поешь такую замечательную песню! Проснулась и запомнила только одну фразу: «Когда шахтер берет в руки лопату». Я в растерянности, ну что тут можно сочинить? Но привык воспринимать все как знак, как посыл. Вот приезжаю к ней в гости с двумя версиями. Пою первую (поет с блатной хрипотцой. – Прим. автора): «Когда шахтер берет в руки лопату, то он хоронит друга своего». Подруга замахала руками: «Нет-нет, она была добрая, светлая!» Тогда я пою: «Когда шахтер берет в руки лопату, откладывает свой отбойный молоток, он устремляет взгляды на восток. Его, пожалуй, не в чем упрекнуть – он просто хочет глубоко копнуть». Нет такой темы, которая бы не была поводом для песни, вот я этим и занимаюсь.

- У вас трое детей. О чем они просят, когда вы уезжаете? Аленький цветочек, зеркальце из дальних стран не просят?

- Чтобы я быстрее приезжал. Я дома был перед этими гастролями неделю - это очень долго. Было время, когда гастролировал целый год. Самое долгое, что я был дома, – четыре дня. Это очень тяжело.

- Мне приходится задавать много вопросов. Но жутко боюсь сама отвечать на один. Не знаю, что делать, если дочь однажды спросит, зачем мы живем. Как вы на него отвечаете?

- Надо относиться к детям, как к себе. Они спрашивают – вы им задавайте такой же сложный вопрос: «Почему ты спросила?» Эти люди, маленькие люди, мудры. Например, сын в шесть лет сказал: «Папа, Бог ведь не человек, чтобы быть или не быть». Не надо думать, что мы умнее, ум - во внимательности к жизни. И даже маленький ребенок живет и мыслит, возможно, правильнее, чем мы. А об этом вопросе я постоянно думаю, кажется, что в каком-то смысле это то, что заставляет меня оставаться ребенком и заниматься музыкой. Ответа я пока не нашел, но он постоянно в моих песнях.

Песни со смыслом

- В каждой песне должен быть смысл?

- Я как-то приносил новый альбом на «Наше радио», мне сказали: «Вот эта песня очень хороша. Но она перегружена смыслом». И не взяли. Поэтому я приезжаю сам и пою. И мне радостно, что есть люди, которые скучают по глубокому, настоящему, тонкому, юморному… И их немало. Даже, помню, выступал в Израиле – небольшой зал, теплая обстановка, народу немного, поэтому я сам продаю свои диски по 10 долларов. Подходит человек, дает 50 долларов, я начинаю отсчитывать сдачу, а он говорит: «Не надо, я столько ваших песен бесплатно с Интернета скачал!»

- Знаю вашу любовь к слову. И то, что вы новые слова изобретаете к своим песням, и тексты со словарями пишете…

- Это верно. Слова несут не только смысл, но и знаки. Вам, северянам, это должно быть хорошо знакомо, ведь про этот край Писахов писал. Я божественно люблю мультфильмы на сказки Писахова - очень тонкая, певческая речь. А помните сказку, когда мороженые песни в Англию повезли? Песни оттаяли, и их англичане поняли, хоть не знали языка. Вот это и есть правда, которую я хотел бы испытать и которую я здесь ощутил.

- А что вы обычно людям желаете?

- Я вот все время желал людям радости, потом понял, что бывает радость и злая, кому-то доставляет удовольствие причинять боль другим. Недаром есть слово «злорадство». Поэтому стал писать «Доброй радости!» Доброй радости вам всем!

Ирина БАГРИЧ