Вечерний Северодвинск
Номер от 12 ноября 2009 г.

«Не узнаю царя православного…»
То ли не найдя эквивалента для русского слова, то ли не вполне его понимая или по другой причине прозвище Грозный переводят на Западе как Ужасный: Иван Ужасный. Об этом вспомнилось, глядя последний по времени кинематографический перевод Ивановой эпохи – российский фильм «Царь». Режиссер Павел Лунгин показывает именно Ивана Ужасного – но по «другой причине».

 Фото «ВС»
Фото «ВС»

ЕГО КАРТИНА только по внешности историческая, а по сути мифологическая. Она не жизненная, а житийная. Называется «Царь», однако рассказывает о московском митрополите Филиппе, в миру Федоре Колычеве. По сюжету митрополит достигает святости, противостоя царю и принимая терновый венец. Поэтому царские дела в фильме не могут не быть ужасными, независимо от того что там происходило в истории.

Петр Мамонов сыграл царя после «доброй» роли в фильме Лунгина «Остров». И кажется, что Иван Грозный – это адская пародия на отца Анатолия. Они оба истые богомольцы, но один идет по пути искупления грехов, а другой их умножает, притом мнит, что делает за Господа черную работу, подготовляя Русь к Страшному суду.

Глаза царя горят. Иван одержим злом. Его злая воля искажает все доброе и полезное, чего касается. Суд превращает в произвол. Уродует понятие милости: помиловать означает умертвить без предварительных мучений.

В начале фильма – примечательная сцена общей молитвы царя и народа. Открывает эту сцену одевание царя. Буквально походя Лунгин решает проклятый вопрос, что такое Россия – Европа или Азия. Иван проходит через покои, а челядь подобострастно облачает его в парадное платье. Восточного облика слуги целуют надетые туфли. Сопровождает царя богато декорированная царица, едва ли не шамаханская. Наконец выходят к народу, а тот в трепете и уничижении распростерся, лиц не видно – одно серое трепье. Какая уж тут Европа! Восточная деспотия в чистом виде.

Последняя экранная работа Олега Янковского перекликается с первой – в фильме «Щит и меч». Юный Генрих Шварцкопф, узнав о зверской практике нацистов, стал с ними бороться. Митрополит Филипп глубоко потрясен московскими кровавыми делами и обличает их вдохновителя: «Не узнаю царя православного…»

Брошенный в темницу, Филипп начинает творить чудеса. На него снисходит благодать Божия.

А на Ивана наваливается тоска. Ему был послан проводник, чтобы вести к спасению, но Иван не то что не послушал – приказал убить проводника. И финал картины – предвестие ада: царь в темноте и пустоте. Он позвал народ на веселье – посмотреть очередную расправу, однако никто не пришел. В пьесе Пушкина народ безмолвствует в знак протеста, а здесь вообще отсутствует.

Это довольно-таки простой фильм – и просты и правильны зрительские реакции и оценки. Сложно лишь ответить на вопрос, что бы стали делать мы сами, окажись под властью такого царя.

Николай НИКОЛАЕВ