Вечерний Северодвинск
Номер от 27 августа 2009 г.

«Вот она, Германия!»
Начатое 23 июня 1944 года наступление трех Белорусских и Прибалтийского фронтов подходило к победному завершению. За два летних месяца наши войска продвинулись на сотни километров, освободили Белоруссию, большую часть Прибалтики и 29 августа вышли к государственной границе СССР.

Фото: history-of-war.ru
Фото: history-of-war.ru

Позади Фатерлянд!

Получили приказ перейти к обороне. Однако некоторым частям, в том числе нашему 618-му стрелковому полку, следовало продолжить наступление до границ Восточной Пруссии – пройти с боями еще около 12 километров.

Нам попадались немецкие листовки с воззваниями: драться до последнего, ведь позади родная Германия. И враг упорно сопротивлялся, дрался за каждый клочок земли. В бой бросали уже и несовершеннолетних.

Оставалось два-три километра до границы, когда мы наткнулись на мощную пограничную оборонительную линию. Глубокие и широкие противотанковые рвы, минные поля, несколько рядов колючей проволоки… А в глубине, через 400-500 метров, - линия дотов. Двухметровой толщины стены из железобетона, бронированные двери, подземные переходы, обильные запасы боеприпасов, воды, еды.

Атака без разведки

Не проведя разведки, наши батальоны пошли в наступление, но встретили пулеметный и минометный огонь. Мне, радисту, с командного пункта было видно, как пехота залегла и стала окапываться… Было еще несколько атак – тоже безрезультатных. Потери есть, продвижения нет. Тяжелые 152-миллиметровые самоходки били прямой наводкой – но доты стояли.

Тогда глубокой ночью саперы скрытно подобрались к дотам и подорвали стены с амбразурами. С рассветом пехота прошла линию обороны и оставила доты позади. Тогда фрицы открыли ураганный огонь – на этот раз по своим укреплениям. Был ранен наш комбат. Мы решили вывести его из-под огня в освободившийся дот. Отворили стальную дверь – и в нашу сторону раздались выстрелы из пистолета. Пришлось бросить гранату… Выяснилось: немцы оставили в каземате своего раненого офицера. Тот не желал сдаваться, хотел убить еще хотя бы одного русского.

К вечеру вышли на берег речки. Несколько наших солдат перешли ее вброд и с того берега закричали: «Вот она, Германия! Доберемся и до Берлина!»

Мы, русские солдаты…

Но на следующий день немцы бросили в контратаку танки и пехоту. Наши стали отступать. Некоторые беглецы достигли КП батальона. Комбат попросил артиллеристов дать заградительный огонь, вызвал его на себя. К вечеру бой затих, а рано утром большая группа штурмовиков ИЛ заставила врага отступить.

Мы получили приказ окопаться на берегу речки и держать оборону. Советская земля была позади. Тогда мне вспомнились слова из спектакля «Михаил Кутузов», который играли на молотовской сцене эвакуированные артисты Ленин¬градского театра имени Ленинского комсомола. В одной из сцен великий полководец говорил:

Солдаты!

Вы сражались храбро,

Вы сотни верст прошли

в пороховом дыму.

Отдайте жизнь –

но Родины и славы

Не отдавайте никому!

Мы, русские солдаты, выполнили этот завет.

Михаил КОЧНЕВ, ветеран Великой Отечественной