Вечерний Северодвинск
Номер от 20 августа 2009 г.

Эсминец на балконе
Школьные годы московского профессора Александра Петренко прошли в нашем городе в военное и первое послевоенное время, о чем он неоднократно рассказывал на страницах «Вечернего Северодвинска». Сегодня Александр Михайлович делится воспоминаниями еще об одном событии своего детства.

От модели – к самолету!

Значительное место в нашей жизни занимал Дом пионеров, располагавшийся тогда в двухэтажном деревянном здании на улице Индустриальной. Некоторое время я ходил в авиамодельный кружок. Запомнился лозунг, появившийся еще в предвоенные годы: «От модели к планеру – с планера на самолет!» Модели планеров мы делали из бамбука, обклеивая их затем папиросной бумагой. Сейчас трудно представить, сколько радости приносила каждая такая модель. Ребят, чей планер пролетал дальше других, поздравляли шумно и весело.

Затем нас учили делать модели самолетов с бензиновым движком. Но в кружке такой движок был всего один. Поэтому ставили его на каждую сделанную модель попеременно. Приходилось скучать, пока дойдет твоя очередь. А ведь изготовленная модель не всегда сразу могла и полететь. Однако у большинства кружковцев они летали!

Вообще, вопрос моделирования тревожил умы многих школьников. Интерес к созданию моделей занимал и мое воображение. Хотелось построить что-то еще.

Не плавает, но красавец!

В пятом классе мне в руки попал атлас с видами различных военных кораблей. Его мне показал Жора Вайн-штейн, отец которого был конструктором на заводе.

Просматривая атлас, я влюбился в конструкцию стройного современного по тем временам эсминца. Ух какой это был красавец! На картинке - общем виде эсминца этот корабль был изображен в трех проекциях и были даны основные габаритные размеры. Я решил сделать его, соблюдая все размеры в масштабе.

В то время мы жили в доме на Полярной, 1б, в двухкомнатной квартире, где был балкон. Эсминец я делал в основном на балконе, поскольку длина его составляла более метра. Естественно, мелкие детали вырезал в комнате, что вызывало большие нарекания со стороны мамы, поскольку было много опилок и стружек.

С каким удовольствием и старанием я вырезал из дерева вооружение эсминца, его пушки, палубы и надстройки, создавал торпедные и минные аппараты, стоявшие на борту и на корме. Сложней всего оказалось вырезать из одного куска дерева двуствольные пушки. Корпус корабля изготовил из одного куска толстой доски и обил его тонкой жестью, которую нашел на одной из свалок возле завода. Весь корабль, как и положено, окрасил шаровой краской. Модель получилась просто великолепная!

К большому сожалению, мой корабль не плавал. Он хотя и не тонул, но все время ложился на борт. Крепление железного прутка к килю тоже не давало нужного эффекта, пришлось оставить модель просто для созерцания.

Когда корабль увидел мой отец, он просто не поверил, что такого красавца сделал именно я, своими руками. Жора, хозяин атласа, постоянно следивший за строительством корабля, попросил его у меня на несколько дней - показать своему отцу. Потом выяснилось, что тот носил модель на завод, чтобы показать своим товарищам по работе.

Моделист Пикуль

Через год мы в том же доме переехали в трехкомнатную квартиру на втором этаже, где балкона не было. Мне посоветовали отнести модель корабля в Дом пионеров, что я сразу же и сделал.

Приходя после этого в Дом пионеров, я с гордостью показывал свой эсминец школьным товарищам. Его снимали со шкафа, крутили башни и торпедные аппараты, которые тоже вращались. Тогда я считал себя первопроходцем, автором первой модели военного корабля, созданной в городе Молотовске. Не зная, конечно, что до войны в том же Доме пионеров работал судомодельный кружок, в котором, кстати сказать, учился будущий знаменитый писатель-маринист Валентин Пикуль.

В феврале 2005 года заместитель директора городского краеведческого музея Татьяна Поздеева с гордостью показывала мне модели кораблей и другой техники, представленные в музейных экспозициях. Конечно же, те модели были замечательными и выглядели намного лучше, чем мое произведение. Но ведь моя модель военного корабля в то время в городе была единственной.

Александр ПЕТРЕНКО, профессор МАДИ