Вечерний Северодвинск
Номер от 16 июля 2009 г.

«Степные боги» в стане бунтарей
Впервые о премии «Национальный бестселлер» я услышал в 2002 году, когда в кругах «прогрессивной» литобщественности прошла волна возмущения и негодования. Еще бы, лауреатом премии, да еще с таким звучным названием, стал Александр Проханов с романом «Господин Гексоген». Александр Андреевич, конечно, не «проснулся знаменитым», как гласит девиз премии, но интерес к нему вернулся, причем довольно устойчивый.

ТОГДА же я купил эту книгу с черепом на обложке в каком-то подземном переходе и несколько позже на каком-то литмероприятии, когда между делом спросили, что последнее из современной литературы прочел, честно ответил: Проханова. Некоторые при этом несколько поморщились, не таясь.

Тогда мне показалось, что премия вызывает интерес к автору и, естественно, определенным образом влияет на продажи. Факт покупки в подземке прохановской книги об этом немного свидетельствует…

Далее нацбестовский путь проследить несложно. Премию брал Виктор Пелевин, которому она в разгар его популярности особой погоды не сделала, Михаил Шишкин с тягомотным и далеко не бестселлером «Венерин волос». Кажется, с третьей попытки ее присудили Дмитрию Быкову, тогда он для верности задавил всех массой своей ЖЗЛ-овской биографии «Пастернак». Из всего списка проснулся знаменитым в 2007 году никому ранее не известный преподаватель истории в питерском военно-морском училище Илья Бояшов с книгой «Путь Мури». Прошло всего два года, и теперь его книги наличествуют практически во всех книжных…

В прошлом году я болел за своего друга Захара Прилепина. Предыдущие его романы «Патологии» и «Санькя» не выстрелили победным залпом в банкетном зале «Астории», а именно там в день рождения Пушкина называют имя победителя. Но в 2008-м его роман в рассказах «Грех» околдовал членов жюри и, собственно, заслуженно.

Прилепинский «Грех» – это книга о различных ипостасях нашего молодого современника. От восторженно-сентиментального влюбленного до кабацкого охранника, могильщика в вечном хмелю, бойца, гибнущего в Чечне. Понятие греха как разлома, порока, который втесался в современный мир, складывается из рассыпанной мозаики личных судеб. Эти судьбы развертываются в рассказах. «Грех» - одновременно и сборник рассказов, и роман, его герои – один человек и в то же время индивидуальные составляющие поколения.

В новом премиальном цикле лидером был Герман Садулаев с романом об «офисном планктоне» «Таблетка». Кстати, Герман одно время жил в нашем городе на улице Полярной и с неизменной теплотой вспоминает Северодвинск. А в Архангельске у него даже была своя рок-группа, в которой он солировал.

Считалось, что и прошлогодний победитель, а теперь член жюри Захар Прилепин, безусловно, проголосует за друга, у которого к тому же в багаже есть шедевральная книга «Я – чеченец!». Но у Захара оказался слишком сложный выбор между Германом и москвичом Александром Снегиревым с довольно крепким романом «Нефтяная Венера». Но выход, как всегда, нашелся. Прилепин буквально влюбился в книгу Сергея Самсонова «Аномалия Камлаева». Здесь он еще раз доказал, что дружеские отношения - это одно, а литературные принципы и предпочтения – совершенно другое, и они не всегда пересекаются.

Половину дня перед нацбестовской церемонией мы провели на Канонерском острове – своеобразном острове-свалке. Здесь креативная команда из питерско-московского глянцевого журнала «Собака» маяла Садулаева с Прилепиным и сына достаточно раскрученного автора Ильи Стогова фотосессией во всевозможных свалочных интерьерах. Тема проекта – постапокалиптическое общество, ведь в принципе к чему-то подобному чудовищно безмозглому и бессмысленному мы молчаливо скатываемся…

«Нацбест» – премия не рафинадная, не снобистская, часто неожиданная. Единственная крупная всероссийская, чьей колыбелью является Петербург. Организаторами она мыслится как вызов, некая перчатка, брошенная в лицо общественному вкусу. Да и отец-основатель ее Виктор Топоров - критик довольно резкий в своих суждениях, язвительный...

На свежей церемонии такой перчаткой была новая номинация премии, по которой блоггеры голосовали за «худшую книгу года». В ней с большим отрывом «победил» современный классик Владимир Маканин с романом о чеченской войне «Асан». Скандальности сему событию добавляло то, что в прошлом году «Асан» взял главный приз самой крупной в денежном отношении литпремии «Большая книга». Споры вокруг «Асана» – одна из основных интриг литературного сезона 2008-2009. Владимира Семеновича упрекают в неправдоподобии, художественной слабости книги и даже в том, что она «порочит честь русского офицера». Но так или иначе, «Асан» стал заметным явлением в литературе, и дискуссии вокруг романа идут только на пользу.

Что еще здесь можно сказать?.. В этом году в «Астории» в качестве имени победителя я не услышал того, чего хотел. Ни Герман Садулаев, ни Александр Снегирев, ни Сергей Носов не произвели решающего впечатления на жюри. Победителем назвали усредненный компромиссный вариант. Андрей Геласимов устраивает многих. Как кто-то выразился, его книги можно читать даже детям.

Его победные «Степные боги» разворачиваются в Забайкалье во время завершения Второй мировой. Этот вариант пришелся по душе московскому ресторатору Дмитрию Борисову, кинорежиссеру и продюсеру Михаилу Калатозишвили. Был шанс и у других, но впечатлительная девушка и по совместительству телеведущая Ольга Шелест, долго кокетничая, отдала свое рисованное сердце Геласимову за тему войны. Немного подвыпивший ведущий церемонии Артемий Троицкий подвел итог.

В принципе, Геласимов не самый плохой вариант, только не для хулиганствующего «Нацбеста». Однако после победы елизаровского «Библиотекаря» в прошлом году на «Букере», которая воспринялась многим больше, чем просто перчатка в лицо, можно говорить о некой смене координат. Бунтари взыскуют отдохновения, а рафинированные снобы хотят поиграть во что-то более опасное и интригующее, чем просто дистиллированная литература.

Андрей РУДАЛЕВ