Вечерний Северодвинск
Номер от 9 июля 2009 г.

Сергей Попа: «Много работы? Отлично»
Новый начальник управления образования Сергей Попа из тех северодвинцев, кто в представлении действительно не нуждается: его знают, помнят, а очень многие и любят еще как директора 14-й гимназии. Профессиональные педагоги знают его и как прежнего начальника отдела образования в составе горуо, и как заместителя директора информационно-методического центра. Лишь последние семь лет перед недавним возвращением в Северодвинск Сергей Григорьевич работал в Новодвинске директором гимназии. Что же, тем интереснее новая встреча!

- СЕРГЕЙ Григорьевич, расскажите о вашей работе в Новодвинске.

- Это тот случай, когда можно сказать: я благодарен судьбе, хотя отъезд мой стал, может, в чем-то даже спонтанным. Гимназии, которую я возглавил после того, как прежний директор ушла на пенсию, было десять лет, за это время очень многое удалось сделать, но оставались и проблемы – с прохождением аттестации и аккредитации, например, с организацией учебного процесса, да и здание требовало ремонта. Могу сказать, что за эти семь лет мне и коллегам удалось очень многое воплотить в жизнь. Первыми в области мы начали работать по индивидуальным учебным планам в старших классах. Стали готовить учителей среднего звена к тому, чтобы работать с детьми, занимавшимися в начальной школе по системе Эльконина-Давыдова. Реанимировали интенсивную кружковую работу во второй половине дня. Фактически выполнили значительную часть капитального ремонта, не выходя из здания… Благодарен за то, что удалось сделать, и судьбе, и коллегам, и ученикам.

- Предполагаете что-то из новодвинского опыта применить здесь?

- Я лично в Новодвинске поработал и как прораб, и как финансист, могу с экономистами говорить на их языке. И эти семь лет убедили меня, что руководитель образовательного учреждения должен быть достаточно самостоятельным в финансовой и хозяйственной деятельности. Это дисциплинирует, это мобилизует, это дает новые возможности. Если крыша потекла, не надо писать сто писем начальству. Ставишь его в известность и смотришь, что сам можешь сделать в пределах своей сметы. Внутри этого норматива сам можешь распределять, сколько средств направлять на каждую статью. Конечно, это муниципальное учреждение, контроль остается, но возможностей гораздо больше. В такой школе зря не будут гореть лампы, не прольется ни одна капля воды. Директор и коллектив знают: сэкономленное они смогут направить на что-то нужное. К сожалению, пока у нас лишь отдельные учреждения готовы функционировать в таком режиме. Что ж, будем работать планомерно. Знаете, когда мне предложили сюда вернуться, то сказали: «Работы будет много».

- Да, чего стоит один только проект модернизации школьных столовых, реализуемый как раз сейчас…

- Но это-то мне и нравится!

- Как оцениваете состояние нашей городской системы образования?

- Наша северодвинская система всегда была и остается одной из сильнейших в области и, скромно скажем, не самой слабой в масштабах страны. Для ее стабильного развития необходимо наличие четких перспектив, программ и проектов – и кратко-, и средне-, и долгосрочных. В нашей северодвинской гимназии, где я уже десять лет не являюсь директором, до сих пор реализуют те направления, которые были намечены при мне. При этом могут происходить изменения в системе образования в целом, могут меняться какие-то общие направления. Значит, нам в первую очередь необходимо сформулировать направления развития каждого конкретного учреждения, которые позволят ему развиваться в любом случае.

Отсюда и мое понимание своей роли. Каждый начальник может привнести что-то свое, развивать что-то новое. Но это обязательно должно быть на базе уже сделанного предшественниками. Уверяю: ничего «разрушать до основанья» не стану. Революций не будет. Тем более – экспериментов над детьми.

- Перейдем к менее отдаленным планам. Что ожидает

1-ю школу?

- Окончательных решений нет. Есть некоторые наработки, согласуем их с руководством города. Надеемся, что «под ключ» школа будет сдана к концу 2009 года, а в сентябре следующего там начнутся занятия. Подчеркну, занятия именно общеобразовательной школы: иное использование здания, передача кому-то даже не обсуждается.

- Для молодых родителей болезнен вопрос с очередью в детские сады. Как он решается?

- Финансовое положение сложное, но работа ведется. Обязательства по размещению детей, которые уже стоят в очереди, выполним в срок. За лето откроем порядка десяти новых групп в существующих садах в разных частях города – скажем так, за счет внутренних резервов учреждений. Увы, часто не удается предоставлять место в садике непосредственно рядом с домом. Где-то все группы уже укомплектованы, а ведь есть санитарные и иные нормы, которые мы не можем нарушать. Где-то просто нет рядом садика, особенно в старом городе. Но ведь так было всегда. Помню, одно время сам водил своих детей из дома на улице Лебедева в садик в конце Первомайской, а потом шел на работу в 6-ю школу…

Будем работать и над тем, чтобы некоторые в свое время перепрофилированные здания вновь сделать детскими садами. Конечно, речь лишь о помещениях, которые остались в муниципальной собственности: оснований отбирать проданное нет. Кстати, можно подчас слышать упреки: мол, раздали, распродали садики… Как-то забылось, что в девяностые годы были сады, в которых буквально не оставалось детей. Что было делать? Надо отдать должное моим предшественникам: для сохранения сети дошкольных учреждений делалось все.

- Ожидает ли образовательные учреждения сокращение штатов?

- Полагаю, сокращения не затронут педагогический персонал и большую часть вспомогательного. Возможно, основная часть их коснется управленческого звена образовательных учреждений. Ожидается оптимизация их сети. Не исключено, например, что несколько учреждений получат одного общего руководителя… Предстоят и плановые сокращения в аппарате управления. Но все будет делаться одновременно с созданием новых рабочих мест.

Не собираюсь никому льстить, но вижу, что руководство города стремится лишь к улучшению ситуации.

Беседовал Станислав ЗЕЛЯНИН