Вечерний Северодвинск
Номер от 14 мая 2009 г.

Лучше не будет?
«Когда я смогу подойти в регистратуру и получить талон на прием к любому врачу? Просто получить. Без отговорок типа «ЛОР не принимает» или «у окулиста комиссия» и без безумной очереди? Ответьте когда? Постараюсь до того времени не загнуться и врачей не тревожить. Владимир».

ТАКОЙ комментарий после публикации на медицинскую тему оставил на нашем сайте один из читателей «Вечерки». Мы попытались разобраться, когда может разрешиться сложная ситуация с нехваткой врачей в городских поликлиниках. Владимир, утешить вас нечем.

Специалист с медицинским образованием пришел в первую поликлинику устраиваться на работу. Только претендент предупреждает: ему еще надо к кардиологу сходить, узнать, не будет ли тот против его выхода на работу. Дело в том, что соискателю семидесятый год. И заведующая готова принять доктора – в поликлинике не хватает четверых терапевтов. А про узких специалистов и говорить нечего.

12:40 в пользу общей практики

Пульмонолога в первой поликлинике нет уже около десяти лет, второй год приходится обходиться без гастроэнтеролога, кардиолог, которому уже за 60, один работает за двоих, с эндокринологом та же самая картина. Травматолог трудится один за троих, онкологи на подработку приходят из других лечебных учреждений, ревматологом на полставки подрабатывает врач общей практики. И при этом в программе государственных гарантий изменились сроки, в которые пациент, нуждающийся в консультации узкого специалиста, должен попасть к доктору на прием. Раньше у поликлиник был месяц, теперь две недели. Нормативные сроки московские чиновники изменили, но при этом не сделали ничего, чтобы медики на местах могли их выполнять.

Скорее наоборот – настолько «мудро» решался вопрос о повышении заработной платы, что не только новые специалисты не приходят, но и старые уходят. Ну кто захочет работать гастроэнтерологом за 10-12 тысяч рублей, если врачу общей практики платят около 40 тысяч? Узкие специалисты уходят в участковые, квалифицированных окулистов «уводят» коммерческие организации. В 2008 году из муниципальных учреждений здравоохранения уволилось 56 врачей и 144 средних медицинских работника.

Поликлиники Северодвинска сейчас укомплектованы узкими специалистами в среднем на 58 процентов, на сегодняшний день имеется 38 вакансий, это - врачи хирургического профиля (хирурги, травматологи, онкологи, офтальмологи, урологи), кардиологи, стоматологи, пульмонологи, гастроэнтерологи, ревматологи… Причем среди врачей, которые сейчас работают в поликлиниках города, 36 процентов - это лица пенсионного возраста. Самому старшему доктору 84 года.

Вернуть бы распределение

Управление здравоохранения пытается решить вопрос с помощью целевого направления студентов в Северный государственный медицинский университет. Сейчас в рамках целевой контрактной подготовки в СГМУ обучается 21 студент, еще одному будущему врачу компенсируют плату за обучение, за это он должен будет отработать в больницах города пять лет. Первые «целевики» заканчивают сейчас пятый курс СГМУ, значит, в городские учреждения здравоохранения они придут через два года.

«Нецелевые» выпускники к нам не спешат, говорит заведующая первой поликлиникой Наталья Грошева, стараются выбрать лечебные учреждения, где зарплаты повыше, – госпиталь, ЦМСЧ, коммерческие структуры, скорую помощь. Лишь около 40% выпускников медицинских вузов идут работать в «государственные» больницы и поликлиники. У руководства поликлиники возможностей не много, можно лишь пообещать доплаты за перевыполнение объема работы, терапевтам – за организацию стационара на дому. Медики в конце прошлого года очень ждали обещанного тридцатипроцентного увеличения фонда оплаты труда, теперь приходится довольствоваться оправданиями властей о кризисе.

В управлении здравоохранения и в поликлиниках города с ностальгией вспоминают времена, когда существовало обязательное распределение выпускников высших медицинских образовательных учреждений. Возращение к этой практике решило бы проблему. Пусть доктор придет на три года – и это в наших условиях хорошо. К тому же, может, за это время и «прикипит» к коллективу. Но возвращение обязательного распределения - это уровень государственных полномочий, а государству, похоже, пока не до этого.

Пряников мало

Можно было бы удержать молодежь служебным жильем, но такой пряник и в докризисные дни город мог предложить единицам: в 2008 году выделены две двухкомнатные квартиры приезжим врачам второй городской больницы, две комнаты - двум медсестрам того же лечебного учреждения и одна комната - старшей медицинской сестре детской больницы. По данным администрации города, в улучшении жилищных условий нуждаются 784 медицинских работника.

Сейчас в городе активно внедряется оказание первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики – должны повышаться качество и доступность медицинской помощи. К узким специалистам сейчас направляют терапевты. Они и готовят пациента к заветной встрече с лором или кардиологом – направляют больного на анализы, впоследствии они же могут выписать рецепты на лекарства. По нормативу, в зависимости от специальности, «узкий» врач должен принимать 5-7 пациентов в час. На деле бывает и до 60 пациентов за смену.

Теоретический выход

В администрации города уверяют, что у северодвинцев есть возможность попасть на прием к специалистам, которых нет в «своих» поликлиниках. При необходимости консультации врач общей практики или участковый терапевт направляет пациентов к специалистам Архангельской областной клинической больницы (например, к аллергологу). Кроме того, пояснили в мэрии, житель города, у которого есть полис обязательного медицинского страхования, может обратиться к узкому специалисту в любой поликлинике города. Так, например, пациенты, приписанные к первой поликлинике, могут попасть на прием к гастроэнтерологу третьей. Сложно сказать, насколько это реально на практике, но теоретически возможно.

Ветераны уходят

В первой поликлинике в ближайшее время кардинального решения кадровой проблемы не ждут. Вот заведующий травматологическим отделением Григорий Григорьевич Мошников приболел, неизвестно, выйдет ли после больничного, как-никак 72 года доктору. Летом один врач уходит в декретный отпуск, еще один собирается на пенсию. Галина Александровна Лухменская в медицине больше пятидесяти лет. Работа всегда для нее была на первом месте. За здоровьем следила, на 8-9-й этаж к своим больным бегом бегала. А сейчас, в 78, у самой давление стало за 220 зашкаливать - пора уступать дорогу молодым. Интересно, что произойдет раньше – властям удастся решить кадровую проблему или из поликлиник уйдут все ветераны?

Оксана КОЗИЦЫНА

Нет ли лишнего талончика?

При необходимости обратиться к врачам-специалистам мало кто не сталкивается с проблемами.

Альберт Иванов, работник Севмаша:

- Еду на операцию по поводу катаракты. Обратился к врачам в ЦМСЧ-58 здесь, меня направили в Архангельск, в очереди был месяца полтора – это, думаю, немного. Думаю, это система хорошо отработанная!

Нина Овчинникова, вахтер 28-й школы:

- Очень большие очереди к хирургу. После операции приема в поликлинике ждешь по три часа и больше! Наверное, врачей не хватает. У нас в 1-й поликлинике сейчас только один хирург принимает.

Екатерина Васильевна, труженик тыла, ветеран труда:

- Года два назад сделала операцию на глазах, время провериться подошло, а к глазному попасть очень трудно! Самозаписи теперь нет, талонов мало, а в очередях мне сложно стоять.

Николай Макарьин, работник «Арктики»:

- К счастью, у меня особых проблем со здоровьем нет. Но знаю, что имеются сложности в поликлиниках. Конечно, хотелось бы большей доступности медицинской помощи. Но это упирается в деньги.

Владимир Полевой, инвалид 3-й группы:

- Наблюдаюсь в основном у невропатолога и у травматолога. С записью особых проблем не вижу, но очереди есть – сегодня, прежде чем сделал рентгеновский снимок, ждал с девяти до часу дня!

Опрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН,