Вечерний Северодвинск
Номер от 7 мая 2009 г.

Ошибка Сталина
В день Победы над нацистской Германией есть повод вспомнить и о том, как выстраивались советско-германские отношения до начала войны и какую роль в них сыграл Иосиф Сталин.

ВЫИГРАВШИЕ Первую мировую войну страны Антанты приняли меры к разоружению кайзеровской Германии. Подписанный 28 июня 1919 года Версальский договор запрещал Германии иметь армию более 100 тысяч человек. Офицерский корпус ограничивался 4 тысячами человек. Германский генштаб ликвидировался, и его восстановление запрещалось. Всеобщая воинская повинность отменялась. Германии запрещалось проводить любую военную подготовку в учебных заведениях, а также иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и крупные боевые корабли, военную авиацию и химическое оружие. Как же случилось, что разоренная войной и разоруженная Германия, вопреки Версальскому договору, восстановила свой экономический и военный потенциал настолько, что смогла вновь разжечь пожар мировой войны?

«Версаль» побоку

Документы свидетельствуют, что видную роль в восстановлении военной мощи Германии сыграл руководимый Сталиным Советский Союз, в обход Версальского договора обеспечивший для германских вооруженных сил как подготовку военных кадров, так и производство военной техники и боеприпасов.

Немцы были готовы заказать в России производство самолетов, тяжелой артиллерии и других видов военного снаряжения, гарантировали оплату заказов и кредиты для покупки оборудования советскими заводами. Советская сторона обязалась привлечь для выполнения заказов германские фирмы и немецких специалистов.

Обеим сторонам перспектива виделась радужной. Россия, получая немецкий капитал и техническую помощь, могла повышать свою боеспособность. Германия – иметь в России секретные базы для нелегального производства и испытания оружия, запрещенного Версальским договором.

16 апреля 1922 года в пригороде Генуи Рапалло Советская Россия и Германия подписали договор, согласно которому обе стороны возобновляли дипломатические связи. Было достигнуто соглашение об экономическом сотрудничестве. И хотя Рапалльский договор не касался военных вопросов, в секретных кулуарных переговорах эта тема широко обсуждалась.

26 ноября 1922 года в Москве был подписан договор с фирмой «Юнкерс» о производстве самолетов и моторов. Фирма получила в аренду Русско-Балтийский завод в Филях под Москвой. Планировался выпуск 300 самолетов в год.

Научили врага

Еще одним направлением военно-технических связей стала деятельность учебных центров рейхсвера в России.

В 1926 году в Липецке на базе нашей высшей школы летчиков начала работать авиашкола рейхсвера. Школа, как потом признал Клим Ворошилов, «дала хорошие результаты для рейхсвера, в то время как мы, к сожалению, не извлекли из ее существования никакой пользы».

Программа обучения немецких асов предусматривала все, что им потом пригодилось в войне с нами: управление самолетами на земле и в воздухе, автоматизацию бомбосбрасывания, стрельбу из пулемета по воздушным и наземным целям, усовершенствование средств связи и т.д.

В том же 1926 году рейхсвер открыл секретную танковую школу «Кама» под Казанью. Уже тогда немецкие стратеги предвидели, что к будущей войне танки вырастут в особый род войск, способный решать самостоятельные задачи. Немецких танкистов в «Каме» тоже обучали всему, без чего невозможна победа в танковых сражениях: знанию танков различных типов и их вооружений, взаимодействию с другими родами войск, принципам боя, управлению танками ночью, ремонту в условиях боевой обстановки на местности и прочему. В «Каме» прошел обучение будущий командующий танковой армией вермахта Гудериан.

В 20-30-х годах в Москве изучали тактику и стратегию Красной Армии немецкие офицеры, ставшие потом видными военачальниками вермахта: Модель, Браухич, Кейтель, Манштейн и другие. До 1930 года Германия была единственной страной, чьи офицеры участвовали в крупных маневрах Красной Армии.

Наиболее закрытым объектом рейхсвера в СССР стала «Томка», школа химической войны, открытая недалеко от города Вольска на Волге. Там, тоже в обход Версальского договора, немецкие ученые ставили опыты по использованию отравляющих веществ в артиллерии и авиации.

Очень плохой мир

Военные и торговые связи между СССР и Германией прервались лишь в 1933 году, с приходом к власти Гитлера. Стратегические планы Гитлера были всем хорошо известны. В своей книге «Майн кампф» фюрер открыто заявил, что немецкие проблемы земельных территорий будут решаться на Востоке, за счет земель России и подчиненных ей государств. Однако для успешной войны с Россией Германия нуждалась в промышленном потенциале Западной Европы. Гитлер готовился к войне на Западе, и ему был необходим гарантированный мир с СССР на Востоке.

Сталин слишком поздно понял опасность взятого им еще в 20-е годы курса на милитаризацию Германии и неизбежность столкновения с Гитлером. Сознавая, что СССР не готов к схватке с вермахтом, Сталин любой ценой стремился отодвинуть дамокловым мечом нависшую над страной угрозу войны. Таким образом, на короткое время оба лидера оказались заинтересованными в добрых отношениях и сделали все, чтобы восстановить контакты. Результатом сближения стал подписанный 23 августа 1939 года в Москве советско-германский договор о ненападении. Обезопасив свой тыл на Востоке, Гитлер уже 1 сентября 1939 года напал на Польшу, а через день Англия и Франция объявили войну Германии. Так договором о ненападении Сталин подтолкнул Гитлера к началу Второй мировой войны.

Двадцать девятого сентября 1939 года СССР и Германия подписали еще один договор, теперь уже о дружбе и границах. В дополнение к этим договорам стороны согласовали несколько секретных протоколов. В этих документах, среди прочего, сферой влияния СССР объявлялись Западные Украина и Белоруссия, Эстония, Латвия, Литва и Бессарабия. В «зоны влияния» вошла Красная Армия, и эти территории оказались в составе СССР. Гитлер не скупился. Он был уверен, что очень скоро вернет все, чем пожертвовал.

Договор с фашистами

Договоры с Германией – одна из самых мрачных и постыдных страниц нашей истории, и ведущая роль Сталина в этих событиях бесспорна.

Двадцатого августа 1939 года, еще до договора о ненападении, СССР и Германия в Берлине заключили торговое соглашение, предусматривающее поставки из Германии промышленных товаров, машин и оборудования в обмен на продовольствие и сырье из России. В частности, СССР обязался передать Германии миллион тонн зерна, 900 тысяч тонн нефти, 500 тысяч тонн железной руды, 100 тысяч тонн хромовых руд и другое сырье. Тайно готовясь к войне с СССР, немцы требовали увеличить советские поставки. В Москве 10 января 1941 года был подписан новый торговый договор, по которому СССР обязывался до августа 1942 года поставить в Германию продовольствия и сырья на сумму 640 миллионов рейхсмарок. В последний момент вмешался Сталин и увеличил поставки на 6 тысяч тонн меди, 1,5 тысячи тонн никеля, по 500 тонн олова, вольфрама и молибдена. Так Сталин надеялся оттянуть начало вооруженного конфликта, упрямо закрывая глаза на явные свидетельства подготовки Германии к войне с СССР.

Чем ближе подступала война, тем меньше Гитлер заботился о соблюдении договоров и соглашений, в конце концов и вовсе прекратив поставки из Германии. Сталин же неуклонно выполнял все обязательства, и последний товарный поезд с сырьем для Германии пересек границу за 4 часа до начала войны.

С позиций здравого смысла необъясним погром, накануне войны учиненный Сталиным в рядах собственной армии. Погибли тысячи кадровых командиров, и обороноспособность страны упала катастрофически. О мере готовности Красной Армии к войне свидетельствует такой документ. «Из мобилизационного донесения. 9 июня 1941 года. Совершенно секретно. Начальнику оргмоботдела штаба Приб. ОВО. Процент обеспеченности 31-й танковой дивизии по службе снабжения горюче-смазочными материалами к табелю военного времени: бензозаправщики – 6%, водо-, маслозаправщики – 5%, бочки железные – 204%, автобензин – 2%, керосин – 0%, дизтопливо – 0%, автол – 0%, солидол – 0%».

Так стоит ли удивляться, что наши потери в войне выразились чудовищной цифрой 27 миллионов человеческих жизней, в то время как Германия потеряла 6,85 миллиона?

Впрочем, для Сталина, построившего свой режим на насилии, человек никогда не имел реальной ценности, и людские потери его не тревожили. Людей он не считал и не жалел.

Лев САМЫЛОВ