Вечерний Северодвинск
Номер от 30 апреля 2009 г.

Тот самый Мигдалович
В фойе северодвинского театра висят большие старые рекламные фотографии – напоминание о золотой гастрольной поре. На многих из них непосредственное и выразительное лицо актера с лукавыми, искрящимися глазами.

Максима Мигдаловича знали и любили северодвинские зрители – почитатели нашего театра. Каждая из его сценических работ становилась заметным явлением в текущем репертуаре. Разумеется, если для этого имелся благодатный «исходный материал». Что греха таить, львиная доля отечественной драматургии советской поры отдавала предпочтение героям, воспитывающим своим примером, передовикам производства, людям исключительно положительным. А если и появлялся на сцене негодяй, то выписан он был явно слабее. Но творческая палитра Максима позволяла даже в примитивной драматургии находить свои яркие и неожиданные краски.

Молодой актер появился на северодвинской сцене в 1973 году. За плечами 29-летнего Максима – учеба в Республиканской студии эстрадно-циркового искусства в Киеве. В кармане – диплом артиста эстрады в разговорном жанре.

Работа на драматической сцене была для Мигдаловича в новинку, но он органично влился в репертуар, дебютировав в спектакле Юрия Коршуна «Дом под солнцем». Начало оказалось удачным, и вот уже он азартно играет в спектаклях самых разных, но всегда талантливых режиссеров – Олега Соловьева, Михаила Апарцева, Владимира Давыдова. Они многое давали актерам, но многого и требовали. Репертуарный лист актера той поры пестрит самыми разными пьесами: «Слуга двух господ», «Дама-невидимка», «Самый правдивый» («Тот самый Мюнхгаузен»), «Развод перед свадьбой», «Женщины», «Брат Алеша» по Достоевскому, «Отпуск по ранению».

Особое место в репертуаре Максима занимали сказки. Играл он в них самозабвенно. Веселый, никогда не унывающий, он обожал экстрим. Особое удовольствие ему доставляли срочные вводы, когда в считанные дни, а то и часы предстояло освоить совершенно новый материал. Это доступно далеко не всем актерам.

Меняющееся время несло перемены и в театральный процесс. С появлением в театре Владимира Тихонравова город получил возможность знакомиться с образчиками самой современной режиссуры – «Спортивные сцены», «Между небом и землей...», «Полоумный Журден». Зрительские мнения по этим спектаклям резко разделились.

В отличие от других актеров среднего возраста, Мигдалович охотно принял свежий театральный язык.

Безоговорочно уверовав в верность пути, избранного Тихонравовым, Максим вместе с группой других актеров рискнул уехать вслед за ним в другой город, в Березники, начав жизнь в новом театре с чистого листа. А было актеру уже 47 лет.

Переиграв за несколько лет множество самых разных ролей, он получил возможность прикоснуться к жемчужине мирового театра – шекспировскому «Королю Лиру».

Но в какой-то момент сцену пришлось оставить. Расстаться с профессией заставила сложная болезнь сосудов. Требовалось серьезное лечение, а время было упущено. Ровно сорок дней назад, 21 марта, артиста не стало.

Надежда ТЮТЕВА, помощник главного режиссера по литературной части