Вечерний Северодвинск
Номер от 30 апреля 2009 г.

Россия, которую я не знала
Понедельник не задался – в суматошную Москву прилетела накануне вечером. Заселение в гостиницу, встречи с друзьями – заговорились с ними далеко за полночь. А в девять утра уже сидела в зрительном зале кинотеатра, проклиная метро и пытаясь поуютнее устроиться в жестком кресле, в надежде урвать еще часок для сна. Когда начался фильм, глаза распахнулись сами, чтобы не пропустить ни единой секунды.

Саша Штык и его друзья – скинхеды считают, что и Москва, и Россия в оккупации, поэтому они выходят на улицы города и «чистят» их от «черномазых». «Патруль - это когда ты и группа твоих товарищей бродите по закоулкам своего города в поисках подходящего для атаки объекта. То есть вы в ходе патрулирования сами натыкаетесь на черномазых нарушителей Белого Порядка. И если место удачное, гасите прямо на месте».

Казалось, что эти слова – просто режиссерский вымысел, чтобы сгустить краски.

- Нет, вся нацистская музыка, которая звучит в фильме, – с дисков, купленных на «Горбушке». Атрибутика актеров заказана через реальные интернет-магазины. А эта цитата – инструкция по уличной борьбе, выложенная в открытом доступе Сети, - горько усмехается режиссер фильма «Россия 88» Павел Бардин. Я не поверила – а зря. Поисковик с первого же запроса выдал ссылку на сайт, который учит, как правильно убивать «нахальных гостей с Кавказа, гопников-пацанов, торчков, бухое мужичье, одиноких чурок, рэперов, растаманов, цыганок или прочий биомусор».

Упертые и сломанные

На пресс-конференции с Павлом и с исполнителем главной роли Петром Федоровым, известным по роли Гая Гаала из «Обитаемого острова», выделенного организаторами часа явно не хватило для общения. Продолжали беседу уже на крыльце кинотеатра:

- Петр, как можно было ТАК вжиться в роль главаря банды скинхедов, если своя точка зрения далека от мнения Штыка?

- Для этого нужно было сначала свою позицию понять. Вот когда я ее четко определил, тогда и обрил голову. И кстати, заметил, насколько стал сразу чувствовать себя увереннее. Бритоголовый и в наколках я ходил несколько недель до съемки фильма – привыкал к образу. В толпе все расступались, люди смотрели на меня со страхом.

- Кстати, вот парадокс, - вступил режиссер. – Многие сцены мы снимали вживую – на улицах города, в метро. И было даже так, что мы не договорились с администрацией метрополитена о съемках. Оператор с камерой просто затесался в толпе и делал свое дело. Толпа наших воинствующих «скинхедов» стояла на перроне, когда мы заметили милицейский патруль. Ну все, думаю, сейчас заметут. Ничего подобного – милиция равнодушно посмотрела вслед.

- Петр, ваши герои так похожи – и Гай, и Штык.

- Штык похож на Гая в первой части «Острова» - он так же уперт и поломан. Только Гая сломала система и излучение специальных установок этого вымышленного мира.

- А что сломало Штыка?

- Думаю, страх за родных и воспитание. Второе в большей степени. Отец живет отдельно и обиженно отходит в сторону, когда у сына начинаются проблемы, а мать поет романсы, в то время как ее ребенок убивает.

Страшнее кулаков

- Вы не боитесь, что фильм вызовет обратный эффект? Ведь невозможно не сопереживать Саше Штыку. Сентиментальность здесь уместна?

- Нам не хотелось идеализировать персонажей, - признался Павел Бардин. - Задача была показать живого человека со своими слабостями и сильными сторонами, с задатками лидера. Мы хотели показать: ты можешь быть таким, как Штык, но финал определен. Его идеология нацизма изначально порочна, и кто-то очень цинично использует эту идею и зарабатывает на ней деньги. Например, чиновник, предлагающий финансировать это движение, или участковый, который использует нацистов для того, чтобы припугнуть неугодных. На самом деле эти люди даже страшнее, чем кулаки парней.

Сначала все выглядит невинно, местами глупо, местами смешно. Потом ситуация все больше усугубляется, и мы видим, что все всерьез. Очень важно, чтобы люди поняли, что высказыванием «Россия для русских» они поддерживают фашистскую идеологию.

Разговор получился тяжелым, как и армейский сапог Гая-Штыка в кино про скинхедов. На прощанье случайно ловлю улыбку Петра Федорова и понимаю, что ни в том ни в другом фильме я не помню этого яркого откровения:

- Петр, улыбнитесь еще раз, пожалуйста!

- Конечно. Я люблю улыбаться, а как иначе быть счастливым?

Ирина БАГРИЧ