Вечерний Северодвинск
Номер от 9 апреля 2009 г.

Мы сами с усами?
Не ожидали, что на рядовой материал, по сути, о первом заседании старейшин при новом мэре придет столько откликов – девять!

ПРАВДА, исходят они от пяти человек. А проблем в них затронуто всего три.

Первая: не лучше ли вместо цеха 55 было возвести жилье? Вторая: не лучше ли вместо атомных подводных лодок строить гражданские суда? Третья: что могут подсказать мэру прежние руководители города, оторванные от сегодняшних реалий?

Ну что ж, начнем по порядку. Впрочем, давайте-ка со второго вопроса, в котором нас призывают перековать мечи на орала. Неужели у кого-то остались еще иллюзии насчет основного принципа мировой политики? А он вкратце таков: если у государства есть сила, то оно этой силой обязательно прижмет к ковру чужие умы! Примеры? Да вся мировая история, включая новейшую.

А коль так, то у России должна быть рельефная мускулатура. А коль так – у России должны быть Северодвински. А у Северодвинска – уникальные по площадям и технологиям цеха.

Перевести их на гражданское судостроение? Строить яхты для Абрамовича? Во-первых, зачем? Во-вторых, во сколько обойдется это стране и во имя чего? В мире очень мало стран, могущих возводить атомные подводные крейсеры. Россия в числе этих уникальных стран, а Северодвинск – в числе уникальных городов. И зачем терять эту уникальность? Зачем «Тойоту» призывать перейти на выпуск «Лады»?

Вместо цеха 55 лучше возвести жилые дома? Справедливо, конечно, и заботливо. Но кто б в них жил, если б в свое время (в восьмидесятые годы ХХ века) основные цеха Севмаша не были бы загружены строительством лодок нового поколения? Сотрудники супермаркетов «Мега», «Южный», «Эльдорадо», «Гранд»? А кто бы ходил за покупками в эти продуктово-промышленные «цеха 55»?

Будущий Северодвинск и планировался, и строился как дитя войны. Конечно, по советским принципам: «Первым делом, первым делом – самолеты, а жилищные условия – потом!» Не мы сказали, что история не имеет сослагательного наклонения. И не будь в нашем городе оборонной составляющей, жило бы в нем сейчас не сто девяносто, а пятьдесят тысяч. А может, просто стоял бы Николо-Корельский монастырь, слегка отретушированный, и сюда приезжали бы туристы из Архангельска – рыбку половить да пивка попить.

Спорно? Конечно. Ну и наконец о ветеранах – «совете старейшин». Может, потому на долю России и сыплются беды, что мы ведем себя как Иваны, не помнящие родства? Постоянно твердим: мы сами с усами! А живем? То по Марксу, то по Ленину, то с консенсусом, то без руля… А нет бы заботливо передавать традиции: от деда – отцу, от отца – сыну. Да поменьше бы революций, перестроек, перестрелок…