Вечерний Северодвинск
Номер от 2 апреля 2009 г.

Чудо-юдо рыба сиг
Встречу с северодвинскими рыбаками-любителями провели на минувшей неделе представители всех ведомств, так или иначе связанных с рыбной ловлей. Возглавлял делегацию председатель профильного комитета администрации области Андрей Широких.

ПОВОД для встречи очевиден: правила игры в нашем регионе значительно изменились с вступлением в силу приказа Федерального агентства по рыболовству №13 от 16 января 2009 года, опубликованного в «Российской газете» 25 февраля. Высокие гости, видимо, планировали рассказать о нововведениях, среди которых есть и благоприятные для рыболовов.

Отдельные виды рыб: навагу, корюшку, беломорскую сельдь, камбалу – любителям теперь разрешено ловить и без разрешения, с соблюдением определенных ограничений по размеру добываемых рыб. Тем не менее пришедшие на встречу должностные лица сразу же столкнулись с настоящей волной негодования. Эмоции рыболовов перехлестывали через край – в одном случае Андрею Широких пришлось даже ответить очень резко, в тон перебившему его.

Вспомнили все: и неадекватные размеры штрафов для «удочников», и резкость иных рыбинспекторов на досмотре, и оставляемые, по убеждению любителей, безнаказанными действия браконьеров, и экологические проблемы, которые губят рыбы гораздо больше, чем наши «крючочники», но на которые власти почему-то не обращают внимания, – так, по крайней мере, думают собравшиеся на встречу. Сгоряча даже обвинили в истреблении рыбы Солзенский рыбозавод, задача которого совсем иная.

Особое раздражение вызывают ограничения по размеру вылавливаемых рыб, которые предписаны официальными документами. Много ли у нас сейчас корюшек больше 14, или наваги больше 17, или даже сига больше 30 сантиметров? Между тем рыб, не достигших этих размеров, ловить запрещено.

Некоторые вопросы неясны и самим специалистам. Пока не сформированы рыбопромысловые участки, не проведены конкурсы на определение их пользователей, с согласия которых только и возможен будет лов рыбы, в том числе любительский. Что уж говорить об участниках встречи – простых рыболовах? Признаться, на мой взгляд, многие вопросы так и остались без убедительных и доступных ответов. В том числе и в дополнительной частной беседе.

Скажем, на распространенный среди любителей вопрос о том, не окажутся ли пресловутые пользователи рыбопромысловых участков этакими паразитами, которые только стригут купоны, а сами не делают ничего для организации рыбного хозяйства, я услышал, что это только журналисты так думают, а в постановлениях правительства все прописано строго. Как именно? Читайте постановления!

Впрочем, начальник ФГУ «Севрыбвод» Геннадий Коровин оказался опытным дипломатом, направившим негодование рыбаков в иное русло. После красноречивого монолога о том, что все официальные меры призваны лишь охранять рыбные запасы от бесконтрольного уничтожения, он признал, что размерный ряд, указанный в документе, нуждается в уточнении – и, наверное, в сторону сокращения. И предложил выступить с соответствующими замечаниями через областные органы власти – тот же комитет по рыбному хозяйству. Господин Широких не возражал. Тут же на вопрос о том, кто защищает интересы рыболовов-любителей, прозвучало предложение создать специальную общественную организацию; управление межрегиональных и общественных связей обещало оказать в этом организационную помощь.

Вот только неясно, какова может быть судьба таких замечаний после того, как официальный документ уже принят и опубликован. Тем более что для внесения корректировок, как тут же было сказано, требуется представить научное обоснование от авторитетных специалистов-биологов. И, наконец, неясно, где были областные чиновники во время его подготовки, почему тогда они не советовались с рыбаками. Если, конечно, в начальственные планы в самом деле входит с кем-то советоваться.

Станислав ЗЕЛЯНИН