Вечерний Северодвинск
Номер от 14 августа 2008 г.

Мониторинг бездны
С пылу, с жару попала в руки книга Кирилла Бенедиктова «Завещание Ночи» (подписана в печать 13 мая). Колебался: покупать ее – не покупать. С одной стороны, издательство «Популярная литература», которое выпустило эту книгу, открыло для меня интересного писателя Дмитрия Глуховского (романы «Сумерки» и «Метро 2033»). Опять же по радио слышал отзыв литературного критика: произведение Бенедиктова – нерядовое. И еще прочитал на обложке: Борис Стругацкий вручил этому автору – не сказано, за что именно, - «Бронзовую улитку».

НО ТАМ ЖЕ, на обложке, - череп. Мало того что иллюстрация сомнительная, так ведь еще и череп хрустальный. Сразу на ум приходит последний фильм Спилберга об Индиане Джонсе. Что же, у нашего-то писателя эпигонство какое-нибудь?..

Но хватит колебаний! Покупаю книжку, открываю… Как и в ленте Спилберга, хрустальный череп оказывается древнеамериканским артефактом. Как и мистер Джонс, положительные герои «Завещания Ночи» причастны к исторической науке (впрочем, сам Бенедиктов – выпускник истфака МГУ). И разумеется, вокруг древних сокровищ развертывается борьба. Однако на этом внешнее сходство заканчивается, отличий от фильма мильон, так что роман вполне самостоятелен, об эпигонстве и речи быть не может. Тут скорее творческое соревнование: кто лучше разберется с хрустальным черепом – Спилберг или Бенедиктов? То, что соревнование одностороннее и американский режиссер даже вряд ли о нем знает, не принципиально.

Фильм – это легкомысленно-феерический галоп. Сильного впечатления на меня не произвел. По-настоящему занятен один персонаж – Герой Социалистического Труда с Восточной Украины, исследовательница паранормальных явлений Ирина Спалько в исполнении актрисы Кейт Бланшетт. Любопытен финал: режиссер с помощью этой Ирины визуализирует ницшевскую мысль-образ: «Когда ты смотришь в бездну, бездна вглядывается в тебя». Широко распахнутые глаза Ирины впились в глаза инопланетянина с хрустальным черепом, она кричит: «Я хочу все знать!» Мир вокруг рушится, Индиана Джонс благоразумно спасается – она смотрит в бездну. Смотрит – и воспламеняется, сгорает, становится чем-то газообразным, уносится бог весть куда. Советский ницшеанский человек. Таких можно встретить в нашей фантастике, да и в нашей истории. А этот ее крик воскресил в памяти строчки:

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его поможет

Киножурнал «Хочу все знать!»

В фильме Спилберга мотив отношений человека и бездны второстепенный. В романе Бенедиктова он тоже возникает, - видимо, его притягивают могущественные артефакты. Только здесь этот мотив главный и никак не связан с советскостью. Отрицательный герой спускается в храм Мертвых Богов где-то южнее Вавилона. Видит Ночь, пленяется ее совершенством и затем ради ее прихода совершает всякие жестокие вещи.

Подозреваю, в некоторых местах повествования по коже должны были бежать мурашки. И конечно, автору хотелось, чтобы книгу читали не отрываясь. Но мурашки почему-то не бежали, и отвлекался я легко.

Не спорю, это нерядовое фэнтези. Образный язык, крепкий сюжет, прихотливая композиция (тут вам и Древняя Вавилония, и Москва 90-х, и Перу XVI века…). Юмор разбавляет страшное. Эскурсы в историю раззадоривают читательскую эрудицию (а ну-ка, что там на самом деле сталось с правителем инков Атауальпой?..). Тем не менее мурашечная недостаточность показывает ясно, что мастерству Бенедиктова еще есть куда расти.

Андрей НЕФЕДОВ