Вечерний Северодвинск
Номер от 7 августа 2008 г.

Керосин вгоняет в разор
Авиапром снова может прийти в упадок

Руководители Ассоциации авиационных предприятий (МАРАП) на международной конференции, которая прошла в Архангельске, с большой тревогой говорили о безумной гонке тарифов на авиационный бензин.

- Мы планировали рост стоимости топлива в пределах 20 процентов в течение года, а уже сейчас она повысилась более чем на 100, - сетует гендиректор авиакомпании «Аэрофлот – Норд» Владимир Коротяев, - по сравнению с тем же периодом прошлого года цена выросла с 15 до 30–35 тысяч рублей.

Керосин – это кровь авиации, он составляет 50 процентов затрат, а у тех компаний, которые эксплуатируют отечественные лайнеры, 60-65 процентов. Как сказал вице-президент, генеральный директор МАРАП Роберт Сулейманов, не может отечественный авиапром удовлетворить спрос на современные экономичные воздушные суда. Специалисты бьют тревогу: если не предпринять немедленных и решительных шагов по изменению ситуации, то отрасль, только начавшая подниматься с колен, вновь придет в упадок.

Известно, что в ходе визита на Севмаш премьер-министр Владимир Путин жестко потребовал от Федеральной антимонопольной службы (ФАС) разобраться в проблеме монополизма на рынке авиатоплива. Чиновники ФАС отреагировали моментально: уже через несколько дней в их поле зрения оказались ОАО «Лукойл», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз». Но распоряжение Путина – это административный рычаг. Корни проблемы зарыты глубже, ведь цены на авиатопливо растут во всем мире.

В начале июня на ежегодной конференции в Стамбуле глава Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни предрек отрасли миллиардные убытки по итогам года. По его словам, при увеличении цены на нефть на $1 суммарные расходы авиакомпаний увеличиваются на $1,6 млрд. С начала нынешнего года в мире уже разорилось 24 авиакомпании. Так что ситуация продолжает оставаться отчаянной.

Алексей ГУНДОРОВ