Вечерний Северодвинск
Номер от 24 июля 2008 г.

Раскрытая книга скрытой истории
Штрихи к летописи Северодвинска и Севмаша, или О легендах из ничего

Лет тридцать тому назад моим попутчиком в купе московского поезда оказался полковник Главспецстроя Николай Гильнер. Он возвращался из командировки в Северодвинск. Мы разговорились. Николай Карлович оказался человеком общительным, прекрасно осведомленным в вопросах истории, в том числе и строительства Северодвинска.

ЗА РАЗГОВОРОМ мы провели несколько часов, и мой собеседник посоветовал мне прочесть книгу Александра Георгиевича Бивуля «Главный привод», причем книгу эту он представил так: вещь историческая, хотя некоторые фамилии героев немного отличаются от истинных. Книгу эту я прочел позже, ибо фамилия автора ее тоже оказалась скрытой под псевдонимом – Пахомов...

Автор повествования, как оказалось, начинал свой трудовой путь на строительстве Новокраматорского завода. Он был свидетелем событий, изложенных затем в романе, героями которого стали известные нам, северодвинцам, люди - Иван Тарасович Кирилкин, Леонид Харитонович Копп, а также и другие работники Новокраматорского завода, которые в 30-е перебрались на строительство уже другого завода - Архангельского судостроительного. Книга не просто читалась с интересом, она подталкивала на более внимательное изучение истории Северодвинска и Севмаша, в которой, как некоторым кажется, уже все известно.

В пылу споров

Оказывается, когда строился завод в Новокраматорске, то Кирилкин и Копп настаивали на его привязке к тому месту, где главк собирался разместить площадку «Коксостроя». Этот спор разрешил Серго Орджоникидзе, приняв сторону Кирилкина и Коппа. Однако этот, казалось бы, чисто технический конфликт имел серьезные последствия – Кирилкин и Копп, что называется, нажили себе врагов в Наркомате тяжелой промышленности. Последние всячески тормозили дальнейшую работу, шли по пути нереальных сроков, и в итоге пуск первой очереди завода был сорван. Более того, на стройке произошло несколько терактов. После пуска первой очереди на завод из Москвы направили правительственную комиссию. С ее выводами Орджоникидзе согласился, а еще позднее Ивана Тарасовича Кирилкина вызвали в Москву, наградили орденом Ленина, но затем по его же просьбе направили на строительство нового предприятия – Архангельского судостроительного – так называли изначально нынешний Севмаш. Вернувшись, Иван Тарасович сдал дела. Тогда же вместе с ним решили поехать на Север и некоторые из его друзей, в том числе Копп. И надо же такому случиться, вскоре после отъезда на нового директора Новокраматорского завода было совершено покушение. Тогда же и появилось подметное письмо о том, что якобы теракт – это месть Кирилкина. Таковы очень важные детали.

На новом месте

В июле 1936 года был подписан приказ о назначении Л.Х. Коппа техническим директором Судостроя. Нужно пояснить, в те годы на крупных предприятиях была такая должность, которую многие краеведы почему-то путают с должностью главного инженера. В обязанности технического директора входила организация вспомогательных работ по какому-либо направлению. Контора, которую возглавил Леонид Харитонович Копп, располагалась в Архангельске. Эта организация вела напряженную работу по набору рабочих на Судострой, комплектовала поставки стройматериалов и оборудования для новостройки, вела банковско-финансовую деятельность, оформляла документы на отвод земель под заводские и городские объекты. Работы было чрезвычайно много, и в тот период действительно случались срывы, конфликты и разногласия, были и жалобы на руководство. В частности, известно, что в апреле 1937 года на технического директора Коппа главному инженеру строительства Сапрыкину жаловался некто Левин. Вопрос касался расчетов за землю, изъятую у совхоза Архгорсовета.

Между тем сотрудники НКВД тогда же продолжали заниматься расследованием случаев терактов на Новокраматорском заводе. Прокатилась волна арестов. Позже, конечно, выяснилось, что обвинения в умышленном срыве сроков ввода первой очереди завода были надуманными, ведь предприятие даже проектировали, не зная многих исходных данных.

Имели ли сыскные службы НКВД достаточные основания для ареста Коппа, сказать трудно. К этому времени Леонид Харитонович отработал на новом месте работы уже один год и семь месяцев. Чем он, новый человек на стройке, мог ей навредить, будучи на новом месте работы, да еще и за 35 километров от главных объектов Судостроя? Я уверен, что таких оснований не было. Как не было их и в случае с обвинениями и арестом Кирилкина. Напротив, стройка в Никольском устье наглядно показала, что при таких руководителях можно творить настоящие чудеса. Тем не менее Иван Тарасович и Леонид Харитонович, как вы знаете, стали жертвой массовых репрессий.

Массовый их характер объясняется вовсе не масштабом тех злодеяний, которые якобы были совершены, а тем, что к арестованным применялись методы дознания, выдержать которые было не каждому под силу. Случалось, люди вынуждены были оговаривать друг друга.

Забытые имена

Сложный период выпал нашему народу на конец

30-х. Историки и по сей день спорят по многим вопросам этого периода. Однозначных оценок нет, а есть много надуманного. В этих условиях, кроме Коппа, совершенно «потерялись» имена очень многих достойных людей, причастных к созданию Северодвинска. Как тут не вспомнить инженеров Владимира Сапрыкина, Георгия Караваева, Александра Грановского, работавших на стройке с первых дней, в самое трудное время. Или Владимира Костенко – человека, который определил местоположение будущего судоремонтного завода на Яграх, первого директора «Звездочки» Тимофея Сафонова, главных инженеров проекта завода №402 Алексея Борисова, Игоря Микулина, Валентина Ткаченко, главного инженера проекта города Владимира Аничкова, автора проекта самого крупного в Европе судостроительного эллинга – Андрея Петракова, а также многих специалистов «Проектстальконструкции», «Союзпроектверфи», «Ленводоканалпроекта», Ленгипрогора…

Сказка про шпиль

Неудивительно, что на этой малоизученной историками и краеведами почве порой возникают удивительные легенды. Одна из них, к сожалению, связана с именем того же Леонида Харитоновича Коппа. Многие работники Севмаша, да и горожане, вероятно, обращали внимание на конструкцию, которая венчает крышу цеха 50 и являлась своеобразным шпилем этого здания. Так вот, нашлись люди, которые принялись доказывать, что ее спроектировал не кто иной, а… Леонид Харитонович, и якобы потому, что в конце 40-х на заводе не нашлось специалистов, способных решить такую задачу!

В этой «сказке» и обман, и недооценка возможностей инженеров Севмаша. На самом деле мачта на крыше западного фасада цеха 50 была спроектирована еще архитекторами мастерской знаменитых братьев Весниных и сконструирована специалистами ЦНИИ «Проектстальконструкция», то есть в довоенные времена. А смонтировали ее, когда велись работы с цеховыми конструкциями. Пример этой легенды тем прискорбнее, что он является не единственным. В истории Северодвинска немало «белых пятен», и потому вести расследование нужно исключительно профессионально, по документам, не доверяя устным рассказам людей, путающих события, имена и даты.

Виктор ПЕТРУШИН

Виктор Антонович Петрушин – человек в городе известный. Посвятив свою профессиональную деятельность строителя Севмашпредприятию, он, конечно же, причастен и к созданию общего архитектурного портрета всего Северодвинска.

Живой интерес Виктора Антоновича к истории города, к судьбам его строителей тоже известен многим. Это находит отражение в его газетных очерках и заметках. И на этом поприще у Петрушина тоже есть успехи. Не зря же мы, сотрудники «Вечернего Северодвинска», не так давно приняли его в члены Союза журналистов России. Вот и сегодня лауреат Государственной премии, Почетный гражданин города Виктор Антонович Петрушин делится тем, что его искренне волнует.