Вечерний Северодвинск
Номер от 17 июля 2008 г.

Транспортный тромб
Предприятиям лесопромышленного комплекса грозит серьезный обвал, если не будет найдено оптимальное решение по доставке древесины с таежных делянок.

-ПОСТРОЕННЫЕ в 70-80-е годы прошлого столетия дороги общего пользования не рассчитаны на современные нагрузки и быстро разрушаются, - заявил на коллегии департамента лесопромышленного комплекса руководитель «Архавтодора» Алексей Верещагин, - мы не успеваем их ремонтировать.

Потому и не вошли в программу ряд автомобильных трасс в Пинежском, Шенкурском, Виноградовском и Плесецком районах, хотя ремонт их, по заявлению директора ОАО «Соломбальский ЦБК» Николая Львова, жизненно необходим для всех лесозаготовительных предприятий области.

Начальник «Автодора» возразил: у нас в приоритете те дороги, которые несут социальную нагрузку, то есть связывают между собой населенные пункты, муниципальные образования с областным центром.

- Готовы пойти навстречу лесопромышленникам, возводить трассы, которые в максимальной мере могут пригодиться для вывозки древесины, только бизнесу надо вложиться.

Но вкладываться лесопромышленники не спешат, пока «Автодору» удалось найти общий язык только с холдингом «Соломбалалес», который участвует в строительстве дорог и ежегодно тратит на их содержание более 60 миллионов рублей. Остальные предпочитают кивать на других, дескать, почему бы торговле, оборонке, другим отраслям не подсобить – «тяжелые фуры с их грузами ничуть не меньше месят дорожное полотно, чем прицепы с древесиной».

Вернемся к плотам

На заседании прозвучало неожиданное предложение вернуться к доставке леса по воде. Озвучил его заведующий кафедрой водного транспорта АГТУ Александр Митрофанов.

- В советское время по рекам Архангельской области сплавлялось около 14 млн кубометров леса, сегодня цифра составляет чуть больше 1 млн. Обвал начался после принятия правительством решения о запрете молевого сплава, - напомнил он. - Требование верное, но беда в том, что, взяв под козырек, бездумно стали свертывать пункты отправки древесины, хотя в постановлении говорилось не о ликвидации, а о модернизации этих производств. Итог – резкое падение объемов заготовки древесины, потому что возить ее автотранспортом намного дороже, чем сплавлять в плотах по реке.

В подкрепление своих выводов ученый привел пример: для транспортировки двухсот тысяч кубометров леса от Верхней Тоймы до Архангельска достаточно одного буксира мощностью 300 л. с. При перевозке такого же объема древесины по автомобильной дороге потребовалось бы 600-700 КамАЗов. По словам Митрофанова, в Швеции до сих пор больше чем на полсотни километров автомобилями не возят. В советское время и у нас был жесткий предел – не более 83 километров. Иначе транспортные расходы не окупались. Если изменить технологию сплава, то можно и сейчас до 70 процентов заготавливаемого леса отправлять рекой, уверен Митрофанов.

Заместитель губернатора Александр Давитиашвили согласился, что в предложении есть резон.

- Нужны ясные, четкие экономические выкладки, - резюмировал он, - на какой реке вернуться к сплаву, какие современные технологии формирования плотов использовать, кто из лесопромышленников согласится стать участником эксперимента. Наука, власть и бизнес должны сесть и посчитать. На троих в России соображают быстро и хорошо, - пошутил Давитиашвили.