Вечерний Северодвинск
Номер от 26 июня 2008 г.

Томиловы из Лепши
«Почему моя фамилия Томилов? Кто я? Из какого рода-племени? Кто мои предки? Все эти вопросы возникали у меня еще в детские годы, но я тогда считал, что времени еще много, вся жизнь моя впереди, родители будут всегда, и я сумею расспросить их подробно о жизни предков.

ТЕПЕРЬ-ТО я с горечью осознаю, как ошибался. И в какой-то мере хочу исправить свою ошибку».

Этими словами начинается предисловие к книге «О родине, о родословной, о себе», написанной ветераном Севмаша Владимиром Томиловым. Надо сказать, с намеченным он справился. Удивительная получилась книга. Семейная хроника, насыщенная житейскими эпизодами, вышла за рамки личного и приобрела общественное звучание.

Спасибо бабушке!

«Родина моя – деревня Гришинская Лепшенского сельсовета Няндомского района Архангельской области. Это одна из восемнадцати деревень, входивших в состав села Лепша».

Образно повествует автор о своем босоногом детстве, о строгом укладе большой деревенской семьи, где добрым гением была бабушка. «Все, что было и есть хорошего во мне, – все от бабушки».

Бойцовский характер парнишки из Лепши проявился с детства. В годы войны подростку довелось потрудиться в колхозе и испытать тягости солдатской службы. В техникуме его тотчас же назначили старостой группы, затем избрали председателем профкома. Учился он только на «отлично», но еще надо было зарабатывать на жизнь. «Приходилось подрабатывать, пилить дрова, разгружать вагоны и суда, писать лозунги, преподавать черчение в школе ФЗО. Даже какое-то время был диктором на городском радио, сотрудничал с газетой «Сталинец» («Северный рабочий»)».

Город из песка

Вот как Владимир Феофанович кратко и очень точно описывает Молотовск, с которым познакомился, приехав на учебу в судостроительный техникум в сентябре 1947 года: «С южной стороны к городу подходило болото и большое озеро. Дороги были деревянные, проложенные по песку. При сильном ветре поднятый песок лез в глаза, забивал карманы и складки одежды, попадал в уши и обувь. Автобусного движения по городу не было. Очень много было заключенных».

Вместе с городом и заводом рос и Владимир Томилов. После техникума – работа конструктором, заочный институт. Его инженерная мысль была востребована на протяжении не одного десятка лет.

Мы – не «Иваны»!

Все меньше напоминаем мы «Иванов, не помнящих родства», все больше наши земляки интересуются своими предками, стараются узнать свою родословную. В этом случае книга Владимира Томилова может служить очень хорошим подспорьем.

Вспоминая известное изречение о том, что настоящий мужчина должен за свою жизнь обязательно построить дом, посадить дерево и воспитать сына, можно видеть, что автор воспоминаний в полной мере последовал этим советам.

Сохранил и обустроил по-новому отчий дом на своей малой родине в Лепше, как там, так и здесь, в городе, посадил десятки деревьев. Сыновей у него двое. Тот и другой пошли по инженерной стезе. К тому же на родословном древе Томиловых можно видеть около пятидесяти имен, имеющих отношение к Северодвинску. И почти все они работали или работают на прославленном Севмаше, на котором почти 35 лет трудился и сам Владимир Феофанович.

Нельзя не заметить, что все повествование пронизано бережным отношением к людям. Трогательно и откровенно рассказано о близких и родных: родителях, жене, сыновьях, снохах, внуках и братьях. Не забыты и другие ветви родословного древа.

Поражает и та аккуратность и скрупулезность, с которой выполнены все приложения, дополняющие книгу. Сюда вошли схемы расположения домов в деревнях округи, приведен состав жителей, дана историческая справка о селе Лепша.

Александр ЛЕДОРУБОВ