Вечерний Северодвинск
Номер от 26 июня 2008 г.

Подвиг танкиста
29 июня исполняется 100 лет со дня рождения Героя Советского Союза Павла Коновалова

Шла вторая годовщина сурового военного лихолетья. Сводки Совинформбюро

не радовали. Завод № 402 работал с огромным напряжением. Корабли уже не строили, выполняли только срочные судоремонтные работы. То, что стали делать в затемненных цеховых корпусах (солдатские котелки, минные тралы, корпуса авиабомб), тоже считалось фронтовыми заказами, все работало на Победу.

Все – для Победы

Инженер сварочного бюро Павел Коновалов только что отчитался о проделанной работе. От него требовалось упростить, облегчить сварочные операции при изготовлении корпусов фугасных авиабомб. Взявшись за дело, он применил малоизвестный способ сварки лежачим электродом. Подобрал режимы, заказал нехитрую оснастку. Получилось что-то вроде конвейера. Производительность возросла. А самое главное, не требовались для этого квалифицированные сварщики. Рабочих можно было обучить за несколько дней, что он и сделал.

Хочу на фронт!

Он не раз просился на фронт и каждый раз получал отказ: «Вы сейчас нужны здесь, у вас особо важное задание!» Теперь, как он решил, снова появился повод написать заявление с просьбой снять с него бронь.

На сей раз просьба достигла цели. В последние августовские дни сорок второго он уже трясся в армейской теплушке, но путь пролегал еще не на фронт, а в город Горький, там бывшему инженеру предстояло стать курсантом Высшего политического училища. По законам военного времени, там учили недолго. Через год политрук Коновалов уже принял боевое крещение на Курской дуге, завершившееся тяжелой контузией. После госпиталя – снова фронт. Только должность стала другой – парторг танкового батальона 22-й отдельной танковой Гатчинской Краснознаменной бригады.

В январе 1945 года обстановка у танкистов оказалась очень сложной. На пути к Одеру погиб командир бригады полковник Пашков, тяжелое ранение получил и командир 2-го батальона В.А. Гнедин, где служил Коновалов. Фактически ему пришлось принять командование на себя. Война уже катилась по чужой земле.

«Иду с боями»

Из писем Коновалова домой: «Привет из Польши. Иду с боями»; «Жив, здоров, пишу почти из Германии… Хочется написать, как прорывал оборону и как подорвался мой танк, как пересел в другой... участвовал во взятии города Скерневице, и особенно города Коло. Первым со своей частью ворвался город…»

Так же лихо, не давая врагу передышки, они прорывались и в небольшой городок Штольцберген. Но немцы уже опомнились. Наступающих ждали. Хорошо пристрелянные орудия встретили наши танки бешеным огнем.

Спустя несколько лет после войны военные журналисты И.И. Рощин и А.И. Марчук по воспоминаниям однополчан воспроизвели детали его подвига: «Свой танк Коновалов вел прямо в лоб, по центру обороны противника. Когда до траншей оставалось не более двухсот метров, машина вздрогнула, встала. По броне звенели пули… Пехотинцы хорошо видели, как откинулась крышка верхнего люка и из подбитого танка, стоявшего метров на десять впереди, выскочил танкист с пистолетом в руке. Обернувшись, он закричал:

- За мной, пехота!

И то, что танкист вылез именно через верхний люк, то, что бежал он прямо и не таясь, вдохнуло силы в сбитые огнем цепи, подняло их, солдаты, набирая скорость, захлебываясь собственными возгласами, смело пошли на врага».

Из наградного листа: «Не выдержав натиска, гитлеровцы начали отступать. В этом бою тов. Коновалов уничтожил около 20 гитлеровцев. В смертельной схватке с врагом капитан Коновалов был сражен и пал смертью героя».

Подвигу - 63 года. Самому Павлу Васильевичу 29 июня исполнилось бы сто лет. В этот день в Астрахани, где он родился, состоится открытие мемориальной доски на улице, носящей его имя. В церемонии примет участие Владимир Коновалов, сын мужественного танкиста, ныне живущий в Москве. В Северодвинске такая доска уже есть. Горожане в этот день также почтят память героя.

Александр БУРЛОВ