Вечерний Северодвинск
Номер от 24 апреля 2008 г.

По соседству с «кулаками»
Прочитала «Босоногое детство «кулаков» - воспоминания Галины Коваль («ВС» за 3 апреля). Да, мы так и звали жителей поселка «кулаками». Мы – это жители проспекта Беломорского, примыкавшего к поселку.

Наша семья жила в последнем доме на проспекте. Помню, как там заливали болото. Привезли песок, и мы бегали по нему. Потом рядом вырос поселок.

Наш дом стоял на самом болоте. Во дворе от крыльца к зашитым досками трубам были проложены широкие доски. Помню, мы, дети, очень боялись свалиться с этих мостиков в болото. Там ведь много пиявок и лягушек! Позже и к нам завезли песок, и крыльцо стало вровень с землей. Так наш дом и стоит до сих пор.

Болото было напротив. Туда мы бегали за ягодой сихой, весело играли во мху, бегали по трясине. Боялись, но бегали. Потом болото засыпали песком, залили водой; вода ушла, и на песке стали сажать картошку. И никто ее не воровал.

В 1950-е годы появился 16-й квартал. (Он ограничен улицами Ломоносова, Комсомольской, Железнодорожной и проспектом Беломорским. – Ред.) Нам, детям, особенно нравились тротуары. Мы учились по ним кататься на велике, одном на всю компанию. И бегали босиком по деревянной «мостовой», обновляя ее. Дело в том, что практически каждую весну настил ее уходил в болото, и летом строили новенькую, так вкусно пахнувшую во время дождя.

«Кулакам» мы завидовали. Мы же не видали и не едали морковок и прочих вкусностей. Еда наша была – хлеб, соль и болотная вода из-под крана. Сытно обедали только по воскресеньям, когда мать не работала.

Трудное было детство, босоногое… Но веселое! Детей во дворе было много, и сколько же игр было!

Сейчас дворы опустели. Внукам о прошлом рассказывать бесполезно. У них много техники, они и книг почти не читают. Другое время, и это закономерно. И мы сами уже не ждем светлого будущего, и спокойствия в душе нет. Тревожно за детей и внуков. Магазины полны продуктов, но испытываешь какой-то стыд, когда не хватает денег.

Галина ИСТОМИНА