Вечерний Северодвинск
Номер от 20 марта 2008 г.

Не уходи, сельская школа!
«В разных местах оставляем мы сердца частицу», - поется в песне. И все же у каждого человека есть уголок, который всегда в памяти сердца и души, ибо там прошли детство и юность.

Для меня такое место – Усть-Моша, где в 130 километрах от Каргополя в прозрачные воды Онеги впадает речка Моша. Тем более что и город наш тесно связан с Онегой: среди северодвинцев много уроженцев тех замечательных мест. Прекрасно, что появляется все больше возможностей узнать о своей малой родине нечто новое для себя.

Я, например, очень ценю недавно вышедшую в Архангельске книгу Н. Макарова «Церковные приходы и монастыри Кенозерья и Среднего Поонежья». Из нее я узнала, что дорогой для меня федовской средней школе, что в трех километрах от устья Моши, уже двести (!) лет.

Начала она свою историю как церковно-приходская школа, позднее была школой колхозной молодежи (ШКМ). Сколько же поколений обучались здесь! В разное время здесь воспитывались писатели и поэты – Алексей Чапыгин, Михаил Черноков, Федор Чумбаров-Лучинский, Дмитрий Одинцов, Александр Чуркин; учился здесь и брат моего деда Яков Шарапов, впоследствии за благотворительную деятельность отмеченный званием Почетного гражданина Петербурга. И для меня федовская ШКМ была родной, оставив очень теплые воспоминания. А сколько питомцев школы честно защищали Отечество на поле боя, трудились на лесозаготовках и в полях – Усть-Моша всегда слыла житницей Каргополья!

Учились (и еще учатся) здесь дети из деревень, расположенных в радиусе 10-15 километров. Но с годами все чаще выпускники уезжают из родных мест и не возвращаются. Ушло старшее поколение тружеников села, опустели деревни, и старинный тракт сейчас минует их – мимо несутся автобусы и тяжело груженные лесовозы в сторону Плесецка.

Горько думать, что, кажется, никто никогда уже не возродит поля, некогда отвоеванные у леса, тяжело понимать, что школа находится на грани закрытия – ведь в ней сейчас всего 74 ученика. Что будет с опытными педагогами? И что будет с детьми, легко ли им будет ездить в Плесецк за 50 километров? И что будет с селами и деревнями, лишившимися детей и подростков? Трудно смириться с этим.

Лидия ЧЕРНЯЕВА, Почетный гражданин Северодвинска

В публикации Лидии Ивановны об улице Лесной («Вечерка» от 18 марта) допущена неточность: бывшего директора Центральной библиотеки зовут Евгения Сергеевна Колодкина. Приносим извинения читателям и автору.