Вечерний Северодвинск
Номер от 16 ноября 2007 г.

Бабушка с пушкой
Чем стрелять по воробьям, лучше обратиться к специалистам по защите прав потребителей

Вы решили самостоятельно отстоять свои права клиента и потребителя, а вас послали подальше? Значит, вам прямая дорога в суд, но для экономии времени и нервов лучше обратиться в организацию по защите ваших прав, тем более что совсем недавно в нашем городе появилась еще одна «Местная общественная некоммерческая организация по защите прав потребителей Северодвинска». Депутат Горсовета и по совместительству председатель этой организации Владимир Рудь и ведущий специалист Евгений Колесник расскажут о ней подробнее.

- Владимир Антонович, как появилась идея заняться защитой прав потребителей?

- Депутаты часто сталкиваются с тем, что оказать помощь горожанам, исходя из своих депутатских полномочий, очень затруднительно. А многие вопросы просто житейские, и их не пропишешь строчкой в бюджете и не исправишь с помощью постановления Горсовета.

Допустим, приходит бабушка и жалуется, что у нее плохо течет вода. Ну, напишу я в ЖЭУ, придет мне оттуда отписка. Я могу пойти в комитет ЖКХ и, если буду настойчив, потрачу уйму времени, какого-то результата добьюсь. Но в любом случае – это все равно, что стрелять из пушки по воробьям. Нужна планомерная работа, нужны специалисты, нужна полноценная структура.

Так появилась мысль организовать в помощь Роспотребнадзору службу, которая встанет на защиту интересов горожан и будет делать это профессионально. Мы зарегистрировали свою структуру, провели переговоры с Роспотребнадзором, подписали с этой серьезной организацией соглашение, наш специалист прошел там стажировку, и началась работа.

Если раньше мы должны были согласовывать свои действия, то теперь уже наш человек самостоятельно может оформить необходимые документы, выехать на квартиру, если речь идет о коммунальных услугах, составить на месте акт.

- Коммунальные услуги?

- А как же! Традиционно у потребителей наибольшее число претензий к обуви, мебели и бытовой технике. Но ведь обслуживание жилья, его ремонт, вода и тепло в этом доме и порядок во дворе этого дома - это тоже услуги, за которые человек платит и которые должны поставляться вовремя и определенного качества. Если же человеку некомфортно, если нарушается его благополучие, значит, его права нарушены и их необходимо защищать.

Мы оказываем весь спектр услуг по защите прав потребителей, но основным направлением работы нашей общественной организации мы считаем защиту прав потребителей коммунальных услуг. Это пока непаханое поле проблем и вопросов. Есть где развернуться. Тем более что наш ведущий специалист Евгений Колесник не просто юрист, он успел поработать и «по ту сторону баррикад» - в Жилкомсервисе Новодвинска. Евгению Александровичу хорошо известны все хитрости и премудрости коммунальщиков, и навешать ему лапшу на уши очень сложно. Это рядовой северо¬двинец может хоть ежедневно ходить в жилконтору, ругаться с мастерами, тратить время и нервы и все безрезультатно. КПД нашей организации будет неизмеримо выше.

- Ваша организация защиты прав потребителей создана на базе общественной приемной депутатов фракции «Возрождение Севера». Значит ли это, что просить защиты у вас могут только ваши избиратели?

- Ничего подобного. К нам может обратиться любой житель города. Располагается наша организация по адресу: улица Карла Маркса, 19 – 63, работает в будние дни с 14 до 19 часов.

- А телефон?

- Пока общий с приемной – 50-98-17, скоро будет и отдельный телефонный номер. Но лучше приехать лично. Нельзя же лечить по телефону. Так и вопросы защиты прав потребителей телефонным разговором не решить.

* * *

- Итак, Евгений Александрович, ваша задача…

- Наша задача - не дать расслабиться жилищно-коммунальным организациям и укрепить уверенность горожан в том, что коммунальщики не одолжение жильцам делают, что предоставление качественных услуг – это их прямая обязанность, и хрестоматийное «клиент всегда прав» никто не отменял.

- Но спорить с жилищными организациями сложно. Они у нас закаленные в словесных баталиях с недовольным населением.

- Они могут сколько угодно говорить о своих трудностях и не зависящих от них причинах. А мы и не будем с ними спорить. Мы будем доводить дело до суда, и уже там будет решаться, кто прав. Я уверен, достаточно выиграть у жилищно-коммунальных организаций несколько дел, они обязательно встрепенутся, начнут задумываться, как жить дальше.

- Что дает выигранное в суде дело?

- Обычно первое, что приходит в голову, - это перерасчет, снижение платы за услугу ненадлежащего качества. Но конечная цель не в том, чтобы люди платили меньше. Главное, чтобы они получали услуги в полном объеме и чтобы качество этих услуг было на должном уровне. Если по всем нормативным документам коммуникации дома требуют капительного ремонта, значит, необходимо его делать. И есть реальная возможность добиться этого в суде.

- А если один жилец с вашей помощью выигрывает дело в суде, может ли это решение распространяться на его соседей, у которых те же самые проблемы?

- Нет, но им будет уже проще, поскольку все документы, с которыми процесс выиграл один жилец, могут служить образцом для остальных. Тот же самый иск, те же доводы - и дело, как показывает практика, рассматривается в суде быстрее. Но есть и другой вариант. Когда я приезжаю к жильцу, чтобы на месте оценить ситуацию, я могу сразу предложить объединиться с соседями и составить коллективный иск. Кстати, наша организация может выступать в суде в защиту неограниченного круга лиц.

- И возможен процесс века: население против ЖКХ?

- А почему нет? Это сложно, но, поднакопив опыта и судебной практики, мы вполне можем и это осилить. Кстати, ответчиком в делах о защите прав потребителей коммунальных услуг может выступать не только отдельно взятая жилищная контора, но и мэрия. Например, ближайший судебный процесс с нашим участием – это вопрос капитального ремонта дома. И, как показывает практика, доводами городской администрации на отсутствие денег суд не разжалобишь. Есть Жилищный кодекс, есть другие регламентирующие документы, о которых жильцы даже не догадываются. Есть обязанность муниципалитета производить ремонт в установленные законом сроки.

Елена САДОВА

Ах, было б только с кем поговорить!

Мы народ неприхотливый и жилищников допекать не любим. Но иногда жаловаться все-таки приходится. Только вот кому?

Валентина Николаевна, пенсионерка:

- Жилищные организации? Конечно, я ими недовольна. Правда, я на даче живу почти весь год. Там сам от себя зависишь. Так что жаловаться некому. Да и те, кто живут в городе, никуда не жалуются. Некому.

Милена Нечаева, предприниматель:

- Если что-то случится, звоню диспетчеру. Однажды спасателей вызывала, просила кота снять с крыши… Конечно, нужны юридические службы, которые помогут во всем этом разобраться. Как в фильме «Служба доверия».

Лидия Дмитриевна, северодвинка:

- Слесарями я, конечно, недовольна. Но жаловаться – нет, никуда не жалуюсь. Да и кто с нами разговаривать будет? Ну, если бы были такие службы, куда прийти можно, пошла бы. Сейчас не знаешь, кто за что отвечает.

Вячеслав Константинович, инвалид второй группы:

- Я всем доволен. Пенсия три тысячи, а зубной протез шесть стоит. Живу с сыном в общежитии. Видите – все в порядке! Жаловаться? Я Пенсионный фонд знаю, туда обращаюсь. Ну и в ЖЭУ тоже, конечно.

Иван Григорьевич, житель Неноксы:

- А чем в городе быть недовольным? Тепло, вроде бы, вода горячая есть. А если есть жалобы… Даже не знаю, куда нужно обращаться. ЖЭУ должны бы этим заниматься, без бюрократизма, чтобы не надо было к юристам ходить.

Спрашивал Станислав ЗЕЛЯНИН