Вечерний Северодвинск
Номер от 27 сентября 2007 г.

Под звуки Первого концерта
Эта история произошла в 1963 году, когда мне довелось руководить любительской киностудией Дворца культуры, именуемой «Северянка».

В ТОТ год к 25-летнему юбилею Северодвинска мы сделали, на наш взгляд, весьма добротную картину. Фильм «Город у моря» пользовался успехом в городе, потом он завоевал призовое место на областном конкурсе. Рассчитывали мы получить награду, и посылая его в Москву.

Все, кто работал над фильмом, особенно гордились звуковым сопровождением. Он был озвучен с использованием симфонической музыки. Патетические фразы о строительстве города на беломорском берегу прекрасно звучали на фоне Первого концерта для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского.

А между тем эта творческая находка стала причиной творческой неудачи. Из Москвы наш посланец Александр Плотников вернулся ни с чем. Его сразу забросали вопросами: «Как да что?..» Рассказ же его был очень коротким.

По регламенту планировался двухдневный просмотр. Но, комментируя итоги первого дня, председатель жюри народный артист СССР Григорий Рошаль обронил такую фразу: «Чайковский писал, бесспорно, великолепную музыку. Но если завтра его Первый концерт зазвучит в этом зале девятый раз, я уже не выдержу».

На второй день Чайковский в зале не звучал. Несколько человек, кто как сумел, взяв в руки микрофон, пересказывали или комментировали свои фильмы без музыки.

Наш же представитель сделать так побоялся. Сам он в создании этой картины не участвовал, был в отпуске. Что поделаешь, так уж получилось. Остальные студийцы, даже тринадцатилетний Женя Баранов, за время долгого озвучивания знали текст чуть ли не наизусть.

История эта имела небольшое продолжение. Начальник Дома офицеров Георгий Шатеркин, узнав обо всем, хитро заулыбался. Оказалось, фильм, сделанный на их киностудии, на всеармейском смотре занял первое место.

- Классику надо знать шире, - кратко прокомментировал он свою мысль. – У нас была Двадцать третья симфония Мясковского.

Александр БУРЛОВ